Законы драконта текст

История Древней Греции

Законы драконта текст

О законодательстве Драконта нам известно очень мало.

Глава «Афинской политии» Аристотеля, посвященная изложению государственных преобразований Драконта, по-видимому, представляет собой позднейшую вставку, которая, возможно, была обусловлена стремлением сторонников олигархического строя позднейшего времени подкрепить свою политическую программу авторитетом древности. Сам Аристотель в другом своем произведении — «Политике» — пишет, что законы Драконта представляли собой лишь простую запись хранившихся до того времени в устной традиции древних норм — норм так называемого обычного права.

Одна из афинских надписей конца V в. до н. э., воспроизводящая часть текста этих законов, вполне подтверждает это свидетельство.

В частности, в ней приводятся процессуальные правила об ответственности сородичей убийцы за совершенное им преступление, которые вне всякого сомнения восходят к очень древнему времени.

Таким образом, законы Драконта, по всем данным, явились первой записью афинских законодательных обычаев.

В этом отношении весьма характерно, что античные писатели называют законы Драконта не «законы», а, в буквальном переводе – «обычаи».

Такая запись законодательных обычаев, очевидно, была призвана ограничить произвол судей-аристократов, толковавших устную традицию в своих узкоэгоистических интересах.

С этой точки зрения запись законов несомненно отвечала стремлениям демоса и, надо думать, была осуществлена не без борьбы и серьезного нажима на аристократию со стороны последнего.

Насколько можно судить о содержании этих законов на основании упоминавшейся афинской надписи конца V в. до н. э. и свидетельств античных авторов более позднего времени, речь в них шла главным образом об уголовных преступлениях, о различных видах убийств, о кражах, о порядке ведения процессов и налагаемых за них наказаниях.

Законы Драконта славились своей суровостью и даже жестокостью (говорили, что они были писаны кровью). За всякое воровство, хотя бы незначительное, полагалась смертная казнь.

Законы Драконта о наказании за убийство призваны были заменить институт родовой мести. Преследование убийцы оставалось, однако, делом рода убитого.

Для примирения с убийцей требовалось согласие ближайших родственников: сына, брата, двоюродного брата, зятя, тестя; при отсутствии близкой родни примирение могло состояться с согласия не менее десяти членов фратрии.

Ответственность за убийство нес только сам убийца, а не его род. К ответственности привлекалось и лицо, подстрекавшее к убийству и являвшееся, следовательно, косвенным убийцей.

В законах Драконта различаются также убийства умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны. Особое место занимают убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же отнесены были убийства в результате несчастных случайностей, например на состязаниях.

Умышленные убийства подлежали суду ареопага и наказывались смертью, причинение повреждений — изгнанием; в обоих случаях наказание сопровождалось конфискацией имущества.

Разбор дел о неумышленных убийствах поручен был специальной коллегии, состоявшей из 51 члена из числа родовой знати старше 50 лет. Наказанием за неумышленное убийство было изгнание (без конфискации имущества).

В случае примирения с родственниками убитого или, при их отсутствии, с членами его фратрии, убийца мог возвратиться из изгнания, при этом воспрещалось требование со стороны родственников убитого какого-либо выкупа.

Убийство в состоянии самообороны, под которое подводилась и защита имущества, наказанию не подлежало.

Для каждого вида убийств назначалось специальное место разбирательств: для дел об убийствах непредумышленных — в Палладии, для дел об убийствах умышленных — в ареопаге.

В особом месте производился суд над теми, кто, находясь в изгнании, совершил там новое убийство; подсудимый не мог в этом случае вступать на землю Аттики, а должен был находиться в лодке — суд же происходил на берегу моря близ Пирея.

Архаический характер носило судилище в здании пританея, где заседали филобасилеи (стоявшие во главе фил). Здесь разбирались дела о насильственной смерти, причиненной человеку животными или неодушевленными предметами. Если суд признавал их виновными, они выбрасывались за границы Аттики или топились в море.

С именем Драконта связаны также законы, касавшиеся поведения граждан. Один из таких законов налагал наказание за «бездеятельность» и праздную жизнь.

Законы Драконта, таким образом, явились первым писаным законодательством в Афинах.

Весьма симптоматична сказывающаяся в них, например в статьях, сурово карающих за кражу, тенденция защитить интересы частной собственности.

Сам факт записи древних правовых обычаев, в какой-то мере ограничивавший произвол судей-эвпатридов, следует расценивать как один из первых успехов демоса в его борьбе с господством родовой аристократии.

Источник: http://maxbooks.ru/greece/utovs91.htm

Становление и развитие права древней греции

Законы драконта текст

Источники права.

Первоначально основными источниками древнегреческого права являлись обычаи, формировавшиеся в каждом полисе-государстве. В процессе становления государственности многие старые обычаи, получая новое толкование, были санкционированы и включены в правовую систему древнегреческих государств.

С VII века до н.э. основным источником права в Древней Греции стал закон — нормативный правовой акт, принимавшийся соответствующим органом государственной власти.

В Афинах к древнейшим законодательным актам относятся Законы Драконта 621 г. до н.э., текст которых не дошел до нашего времени, но известно, что в них закреплялись чрезвычайно жесткие уголовные наказания. Дальнейшее развитие законодательство Афин получило в Законах Солона 594 г. до н.э.

, в которых нашли отражение нормы, регулирующие деятельность государственного аппарата, гражданско-правовые отношения, правовой статус афинских граждан.

В дальнейшем, в процессе развития афинской демократии, широкое распространение получила практика законодательной деятельности народного собрания.

Особенностью источников права Спартанского государства был неписаный характер законодательства. Такой порядок закрепился в процессе реформ Ликурга, который запретил спартанцам иметь писаные законы.

В Древней Греции происходило формирования норм и институтов гражданского права.

В Древних Афинах не было четкого представления о праве собственности. Однако полисное развитие государства предполагало наличие общественной и государственной собственности. Собственность на землю носила двоякий характер: с одной стороны, она принадлежала всей общине, а с другой — фактически отдельным гражданам.

По реформам Солона афинские граждане получили право свободно продавать, обменивать, закладывать и завещать земельные участки. Государство выступало гарантом права собственности, что подтверждалось ежегодным объявлением архонтами о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества.

В соответствии с афинским правом имущество делилось на «видимое» (земля, строения, рабы и т.д.) и «невидимое» (драгоценности, деньги).

Иное представление о собственности сложилось в Древней Спарте. Краеугольным положением реформ Ликурга была ликвидация частной собственности на землю.

Вся земля, которая была в государстве, была провозглашена государственной, разделена на 39 тыс. участков (клеров) и передана в пользование спартанцам и периэкам. Участки земли нельзя было продавать, завещать, дарить и т.

п. Они могли в любой момент быть переданы от одной семьи другой.

Важным элементом древнегреческого права являлось регулирование обязательственных отношений. Различались обязательства, возникающие из договоров и правонарушений.

Под договором греки понимали добровольное соглашение двух лиц. Однако в древнегреческом праве не было подробной классификации договоров, а также не определялись их существенные и дополнительные элементы.

Договоры заключались как в письменной, так и устной форме. Были предусмотрены обеспечительные гарантии выполнения договоров в виде задатка, залога или поручительства.

Наиболее популярными среди договоров были купля-продажа, наем, ссуда, заем, хранение.

Под обязательствами, возникающими вследствие правонарушений, понимались неумышленные действия определенного лица, причинившие вред либо лицу, либо его имуществу. Наказанием за них полагался штраф, размер которого определялся стоимостью поврежденного имущества, или тяжестью телесного повреждения.

В Древней Греции происходило становление норм и институтов семейного и наследственного права. Первоначально вопросы семьи и брака рассматривались как внутреннее дело семей и родов. Как правило, жизнедеятельность каждой семьи регулировалась традициями, обычаями и религиозными предписаниями, впоследствии — правовыми нормами.

Брак заключался на основании сговора родителей жениха и невесты, оформлялся в виде договора между женихом и отцом невесты, который фактически был договором купли-продажи, так как жених обязан был уплатить за невесту определенную сумму.

Если в Афинах безбрачие осуждалось морально, то в Спарте каждый спартанец обязан был состоять в браке и произвести здоровых детей. Поэтому выбор супруги являлся государственным делом.

Родители и старейшины, как правило, подбирали наиболее подходящую супругу. Бездетный брак — осуждался.

Если супруги не могли долго произвести потомство, то старейшины могли принять решение о расторжении брака и поиска наиболее подходящих партнеров для бездетных супругов.

Единственным полноправным членом семьи был муж и отец. Все остальные члены семьи должны были слушаться и оказывать ему почтение.

Отец мог отказаться от рожденного ребенка, который в таком случае становился рабом того, кто брал его на воспитание.

Положение жены и матери было приниженным, большая часть жизни замужней гречанки проходила на специальной половине дома, которая называлась гинекей.

Брак можно было расторгнуть. Если для мужчины процедура расторжения брака была свободной, то женщина могла требовать расторжения брака только через своего отца или архонта. В случае развода по вине мужа последний терял приданое.

Греки различали наследование по завещанию и по закону. Наследование по закону было древнейшей формой наследования.

К наследованию в первую очередь призывались сыновья умершего, во вторую очередь — братья умершего, в третью — дяди и двоюродные родственники.

Женщины призывались к наследованию в случае отсутствия мужских потомков. Дочерям предназначалось только обязательная доля в качестве приданого.

Наследование по завещанию появилось позже и имело ряд ограничений.

Во-первых, бывшие должностные лица могли завещать только после того как будет осуществлена проверка их деятельности на государственной должности.

Во-вторых, завещать могли только лица, не имеющие потомства мужского рода. Однако завещатель, если у него была дочь, должен был предусмотреть выделение ей обязательной доли для приданого.

Уголовное право Древней Греции было достаточно архаичным. В Афинском государстве выделялись несколько видов преступлений: против государства (государственная измена, внесение в народное собрание противозаконных предложений и т.д.

), против религии (оскорбление богов, кража храмового имущества и т.д.), против семьи (прелюбодеяние, плохое обращение детей с престарелыми родителями и т.д.), против личности (убийство, телесные повреждения и т.д.

), против собственности (кража, поджог и т.д.)

В афинском праве существовали несколько видов основных наказаний:

  • 1) бесчестье (атимия) — лишение политических прав, а в определенных случаях конфискация имущества. Подобному наказанию подвергались за преступления, совершенные против государства, а также граждане, имеющие и не выплачивающие долги перед государством, занимающиеся сутяжничеством и проституцией;
  • 2) смертная казнь с конфискацией имущества — применялась за умышленное убийство и государственную измену;
  • 3) изгнание с конфискацией имущества — за умышленное нанесение ран и увечий;
  • 4) продажа в рабство — за совершение грабежа и разбоя;
  • 5) лишение свободы, которое применялось крайне редко, как правило, на стадии предварительного следствия;
  • 6) телесные наказания имели место только в отношении рабов;
  • 7) прелюбодеяние жены наказывалось по усмотрению мужа.

Самым распространенным наказанием являлся штраф, который

применялся практически во всех остальных случаях. Размер штрафа определялся исходя из рыночной стоимости нанесенного ущерба и оценки пострадавшим морального вреда. В случае отсутствия согласия в отношении размера штрафа стороны прибегали к помощи суда и (или) посредников. Право допускало также саморасправу с преступником, застигнутым на месте преступления.

В Древней Греции происходило формирование норм и институтов процессуального права. Полноправными участниками судебного процесса могли быть только совершеннолетние мужчины, имеющие соответствующее гражданство. От имени женщин, иностранцев и несовершеннолетних исковое требование могли подавать их опекуны и попечители, имеющие гражданство.

Судебное разбирательство могло происходить в форме «графа» или «дикэ». Процесс в форме «графа» начинался по обращению любого гражданина, при этом не имело значения, непосредственно нарушены его интересы или нет.

обвинения могло быть различным: от обвинения в нарушении государственных интересов до противоправных действий в отношении конкретного гражданина. Процесс «графа» нельзя было прекратить по желанию сторон. Он должен был завершиться либо поддержанием обвинения, либо оправданием обвиняемого.

Проигравшая сторона обязана была уплатить огромный штраф, равный тысячи драхм.

Процесс «дикэ» мог быть инициирован только пострадавшим или его законным представителем. В отличие от «графа» он мог быть прекращен по согласию сторон в любой момент при условии, что виновная сторона выплатит судебную пошлину.

При любой форме процесса необходимо было подавать иск в письменной форме. Вызов и доставка ответчика в суд возлагались на истца.

Должностное лицо, представляющее соответствующий суд, должно было провести предварительное расследование.

Все собранные доказательства, включая предложенные истцом и ответчиком, нужно было поместить в специальные сосуды и опечатать их. В суде можно было ссылаться только на эти доказательства.

Все судебные заседания начинались с принесения жертв богам. Затем помощником судьи оглашалась суть спора, предоставлялось слово истцу, а затем ответчику. В случае необходимости заслушивались свидетели. Свидетельские показания не могли давать женщины, рабы, несовершеннолетние, иностранцы и родственники.

Решение судьи выносили путем тайного ания. В случае равенства обвиняемый считался оправданным.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Посмотреть оригинал

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. как небольшой средиземноморский полис на Апеннинском полуострове. За более чем тысячелетнюю историю своего развития Древний Рим превратился в мировую державу, которая контролировала громадную территорию, вокруг Средиземного моря. На становление и развитие древнеримской цивилизации серьезное влияние оказал ее гидрологический морской характер.История государства Древнего Рима подразделяется на три периода:

  • ? царский период (середина VIII в. до н.э. — конец VI в. до н.э.);
  • ? республиканский период (конец VI в. до н.э. — конец I в. до н.э.);
  • ? период империи (конец I в. до н.э. — середина V в. н.э.), который подразделялся на два этапа: принципат (27 г. до н.э. — 284 г. н.э.) и до- минат (284—476), в рамках которого империя разделилась на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи в 476 г. ознаменовала собой окончание развития Древнеримского государства.

Основные современные государственные и общественные учреждения восходят к Римскому государству. «Республика», «муниципалитет», «система сдержек и противовесов», «Сенат», «презумпция невиновности», «публичное и частное право», как и десятки других государственно-правовых понятий и институтов — это римское наследие.

  Посмотреть оригинал

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://bstudy.net/713762/pravo/stanovlenie_razvitie_prava_drevney_gretsii

Всемирная история в лицах

Законы драконта текст

Создателем Афинского государства считают легендарного Тесея (XIII в. до н. э.). При нем произошло объединение двенадцати обособленных поселений с центром в Афинах. Тесей разделил всех граждан на эвпатридов (родовая знать), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников).

Нельзя не вспомнить о том, что в марксистской теории важное место занимает понятие «общественное разделение труда», каковое происходило на протяжении дописьменного периода в истории человечества.

Выделение земледельческого, ремесленного и управленческого видов деятельности было важнейшей вехой в последовательно развивавшемся процессе общественного разделения труда.

В древних Афинах только эвпатриды имели исключительное право на замещение должностей.

Между эвпатридами (или родовой знатью) и остальным демосом, народом (земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки), происходила постоянная борьба.

Военными и судебными делами в Афинах руководила ежегодно избираемая коллегия архонтов. Совет старейших превратился в ареопаг. В руководящих органах господствовали эвпатриды.

В 30-х гг. VII в. до н. э. в древних Афинах шла ожесточенная политическая борьба между простыми согражданами и аристократами. Попытка государственного переворота, предпринятая победителем Олимпийских игр Килоном, не удалась. Социальные отношения требовали четкого регулирования.

Одному из архонтов, Драконту (или Дракону), было поручено оценить действовавшее обычное право и предложить первые писаные законы. Что и было им сделано в 621 г. до н. э. Результат кодификации, проведенной афинским архонтом, иногда называют драконтовской конституцией.

Драконт, как бы сказала современная молодежь, не стал сильно заморачиваться. За все преступления предусматривалось одно наказание — смертная казнь.

«Даже незначительные проступки заслуживают этого наказания, а для более серьезных я не мог придумать ничего большего», — якобы сказал Драконт в ответ на критику чрезмерной суровости его законов.

«Законы Драконта написаны кровью», — считали многие греки.

Драконт черпал свое вдохновение в древнем устном традиционном праве, многие позиции которого определялись принципом «нет человека, нет проблемы». Особенно в тех случаях, когда этот человек мешает жить всем остальным.

Эти чрезвычайно жестокие и пока еще очень примитивные законы имели немаловажное историческое значение. Историки считают, что законы Драконта символизировали победу формирующегося полиса над сохранявшимися элементами родового строя.

Законодательство Драконта было направлено на устранение кровной мести, устанавливало определенный порядок в имущественных и общественных отношениях. Следует отметить, что по драконтовской конституции преднамеренное убийство различается с непреднамеренным.

За первое предусматривалась смертная казнь, за второе — изгнание. При этом Драконт допускал возможность примирения с ближайшими родственниками убитого. При отсутствии родственников примирение могло состояться с фратрией, к которой принадлежал убитый.

Убийство раба наказывалось наравне с убийством свободного гражданина. С убийцей запрещалось дурно обращаться.

Политические права в соответствии с законодательством принадлежали тем, кто имел оружие. Вооруженные граждане выбирали архонтов и казначеев из лиц, имевших определенный размер имущества, которое не было обременено долгами. На остальные должности избирались граждане, имевшие оружие, но не располагавшие установленным имущественным цензом.

Ареопаг в Афинах должен был включать в себя 401 человека. Это были граждане, избранные по жребию. Члены ареопага и другие должностные лица не должны были быть моложе тридцати лет.

Одно и то же лицо не могло занимать должность вторично, прежде чем очередь обойдет всех. Ареопаг считался стражем закона. В ареопаг граждане обращались с жалобой с указанием закона, нарушенного по отношению к данному гражданину.

За пропуск заседаний ареопага или народного собрания полагался штраф. Такова была «драконтова полития».

Фразы «драконовские меры» и «драконовские законы» стали крылатыми. Эти выражения указывают на очевидную суровость предпринимаемых мер или устанавливаемых законов, но степень их осуждения перевешивает понимание их необходимости.

Законы Дракона были шагом вперед в развитии древнегреческого права. Обычное, традиционное право трактовалось аристократами в свою пользу. Писаные правила впервые вводили определенные ограничения, пределы произволу.

«Что написано пером, того не вырубишь топором», — говорили много позже на Руси. Можно предположить, что с драконовских законов начинает формироваться фундаментальное по своей значимости утверждение, которое римляне формулировали так: «Dura lex, sed lex» («Закон суров, но это закон»).

Не случайно имя Драконта еще в глубокой древности упоминалось с почтением, а сам он вошел в число лучших законодателей.

Источник: http://redstory.ru/world/story/32.html

Законы Драконта

Законы драконта текст

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

В VII в. до н. э. жители Аттики (области, в которой находятся Афины), конечно, продолжали во многом руководствоваться архаическими родовыми законами.

Законами, по мнению наших современников, бывшими излишне жестокими. При этом судебными решениями, как и всеми делами в государстве, ведали аристократы — эвпатриды.

Именно они входили в высший судебный орган — ареопаг, именно они избирались на должности архонтов.

Этих архонтов в Афинах было девять. Главный — архонт-эпоним, кроме него архонт-басилей (бывший царь, ведавший теперь религиозными вопросами), архонт-полемарх (занимавшийся военными делами) и шесть архонтов-фесмофетов, занимавших различные городские магистратуры, ведавшие строгим соблюдением законов и судом.

Итак, к концу VII в. до н. э. уже всем афинянам было очевидно, что юриспруденцию пора приводить в порядок.

Во-первых, в смутный период во второй половине века созрела необходимость в более строгой охране частной собственности, во-вторых, во время политических неурядиц отчетливо проявилось несовершенство судебной системы.

В частности, недовольство вызывал произвол судей аристократов, толковавших законы так, как им было удобно. Наконец, возникла острая необходимость в том, чтобы просто укрепить государство путем фиксации его правовых основ.

Одним из толчков к изданию новых законов послужила, вероятно, Килоновская смута. Вероятно, между 636 и 624 гг. до н. э. честолюбивый аристократ Килон попытался захватить власть. Эта попытка была пресечена аристократами из рода Алкмеонидов, для которых эта победа оказалась пирровой.

По их приказу были убиты даже те килоновцы, которые пытались укрыться у алтарей богов. Оскорбление святыни надолго стало проклятием Алкмеонидов. Произвол аристократов — одни из которых хотели стать тиранами, другие не посчитались с обычаями — возмутил афинян.

После заговора Килона, который чуть не привел к тирании, продемонстрировать свою заботу о государстве нужно было и аристократам. Именно поэтому архонту-фесмофету Драконту поручили модифицировать афинское право. Человек энергичный, добросовестный и уважаемый в обществе, Драконт проделал эту работу в 621 г. до н. э.

В результате на свет появились законы Драконта.

Считается, что это было первое письменное законодательство Афин, хотя правильней было бы говорить о первом дошедшем до нас письменном законодательстве.

Как правило, подобные «первенцы» являются переработкой каких-то существовавших и до этого норм. Так, по свидетельству Аристотеля, в 80-х годах VII в. до н. э. шестеро фесмофетов уже занимались той же работой, что и Драконт.

Драконт зафиксировал во многих случаях уже существовавшие нормы. Более или менее четко были прописаны функции государственных чиновников, принципы их избрания. Хотя основными были не статьи о политическом устройстве, что отразилось и в названии нового сборника узаконений — «Обычаи».

Главным было прописывание штрафных санкций за те или иные правонарушения. Уголовное законодательство Драконта на первый взгляд выглядит исключительно жестоким. Даже за самые невинные проступки человек мог быть наказан смертной казнью, например за кражу овощей.

Не считалось преступлением убийство вора, если оно было совершено в целях самозащиты или чтобы отобрать свое имущество. Смерть полагалась за святотатство, убийство или поджог.

Драконт предусмотрел даже такую, кажущуюся дикостью, вещь, как наказание неодушевленного предмета за убийство.

С другой стороны, эти законы отразили несомненный прогресс в развитии афинского общества. Так, убийства были четко разделены на предумышленные, непредумышленные и совершенные в состоянии обороны.

Особое место занимали убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же были отнесены убийства в результате несчастных случаев и при спортивных состязаниях.

Высший судебный орган рассматривал только умышленные убийства и карал их смертью, непредумышленные находились в ведении специально учрежденной коллегии, избираемой из граждан не менее 50 лет от роду и «испытанной нравственности».

Непредумышленные убийства могли наказываться изгнанием, а не казнью.

Убийства с целью самообороны, к которым причислялась и защита собственности, наказанию не подлежали.

Коллегиям принадлежали четыре судебные палаты, в каждой из которых разбирались дела только известного содержания, так что они заседали то в одной, то в другой, смотря по роду дела, подлежавшего суду.

Царь председательствовал при всех разбирательствах подобных дел. Впоследствии, с развитием демократии, деятельность коллегии была в значительной степени ограничена, за ней осталось только решение религиозных вопросов.

Штрафы (например быками) и изгнания вводились и для ряда других преступников. Законы Драконта были явно направлены на преодоление обычая кровной мести, они запрещали самовольную расправу.

Ответственность за убийство нес только убийца, а не весь род. К ответственности привлекался также и человек, подстрекавший к убийству.

Это и ряд других нововведений свидетельствовали о борьбе со старыми родовыми обычаями в пользу возникших новых классовых и государственных отношений.

Несмотря на это, выражение «драконовские меры» стало крылатым обозначением исключительно жестких способов борьбы с чем-либо. Позже говорили, что Драконт писал свои законы не чернилами, а кровью. Легенда сохранила якобы произнесенное им объяснение чрезвычайной строгости наказаний:

«Малые преступления заслуживают смертной казни, а для больших я просто не выдумал более сурового наказания».

Законодательство Драконта, несомненно, было шагом вперед в развитии греческого права. Теперь аристократы в судах уже были ограничены писаными правилами, выполнение которых легко было проверить.

В 621 году до н.э., когда к власти пришел Солон, он отменил многие постановления, но оставил в силе законы, касавшиеся непредумышленных убийств и самозащиты. Имя Драконта, несмотря на строгость его законов, в древности пользовалось высоким уважением и ставилось рядом с именами лучших законодателей.

e-reading.ws

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

“,”author”:”Eggheado”,”date_published”:”2014-06-02T17:51:31.229Z”,”lead_image_url”:”https://cdn-images-1.medium.com/max/1200/1*M7iA_tPcSwOoiX-V_vlkQw.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/eggheado-history/-6f5ebfd95116″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Тема: История”,”word_count”:802,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/eggheado-history/-6f5ebfd95116

Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта. Развитие законодательства. Законы Солона

Законы драконта текст

Афинское право сложилось в значительной степени на основании традиций, правовых обычаев и только потом уже законодательства. Законы далеко не охватывали все области имущественных или межличностных отношений. Поэтому специально предусматривалось, что «вопросы, относительно которых нет законов, следует разрешать по соображениям наибольшей справедливости».

Сведений о древнейших афинских законах не сохранилось. Знаменитый судебный оратор IV в. до н. э. Демосфен в одной из речей упомянул о законах легендарного правителя Тесея, которые якобы были выбиты на камне. Однако если какие-то изустные постановления в архаический и даже еще додорийский период и существовали, они касались только религиозных вопросов: празднеств, обрядов и т. п.

Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н. э.

) были посвящены главным образом новой организации суда, наказаниям за разные нарушения священного и общественного уклада; в социально-правовом смысле они стремились сдержать распространение имущественного неравенства – и в этом отношении вполне походили на законы первых древневосточных правителей. Законы эти отменили любые привилегии, в том числе родовой знати, в сфере уголовного наказания.

Практически за любое преступление, за любую в частности кражу, даже кражу овощей с огорода, Драконт предписал казнить смертью. Предусматривалось наказание за убийство раба.

«Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего»*. Только за посягательства на неприкосновенность личности мог быть назначен штраф.

Преступление было нанесением обиды не только самому потерпевшему, но и всему его роду – поэтому жалобы в суд могли подавать как потерпевшие, так и их родственники.

Законы предусматривали возможность примирения преступника с родными убитого или с тем, кому был причинен ущерб; из этой возможности появляется компенсация, устанавливаемая по соглашению сторон (или в скоте, или в деньгах), – весьма своеобразный институт догосударственного афинского права.

По преданию, законы Драконта (за исключением тех, что были посвящены наказаниям за убийства и тяжкие преступления) были отменены Солоном в начале VI в. до н. э., который сам, в свою очередь, составил новое обширное законодательство, посвященное уже очень многим вопросам жизни афинского общества.

Законы Солона (после 594 г. до н. э.), по-видимому, были записью не только обычного права и религиозных постановлений, но и перенесением в Афины некоторых законов других греческих полисов и даже Египта.

Законы были выбиты на деревянных досках (числом не менее 16-ти) и выставлены в пританее. По указанию законодателя, следоватьим афиняне должны были не менее ста лет (к IV в. до н. э.

по крайней мере уважительное отношение к этим законам еще сохранялось).

Предметом особого внимания Солонова законодательства было охранение семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе. Запрещалось продавать из семьи дочерей и сестер, если только они не совершали нарушений против морали и семейных устоев.

Брак должен служить продолжению рода, деторождению, а не удовлетворению корыстных или иных недостойных стремлений. Поэтому вводились возрастные ограничения, особенно в тех случаях, когда женщины, воспользовавшись условным браком, стремились выйти из-под власти своих сыновей.

Запрещалось приносить мужу большое приданое (кроме личных вещей). Чтобы не заключались мнимые или фиктивные браки с дочерьми богатых родов только ради обогащения (по наследству), вводилось требование, обязывающее мужа «богатой сироты» к сожительству с нею.

Причем если формальный супруг отказывался это делать или был не способен к сожительству, то и женщине разрешалось взять официального сожителя из числа родственников супруга.

Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по важности предметом законов Солона.

Запрещалось дурно говорить об умершем, равно как и порочить живого – впредь это рассматривалось как оскорбление личной чести и наказывалось штрафами (в пользу как семьи потерпевшего, так и казны).

Вводились ограничения на излишние роскошества и вообще на проявления всякой нарочитости, нескромности (например, на излишние причитания женщин на похоронах – обычай, видимо, перешедший из Египта и крито-микенской культуры).

Прелюбодеяние в семье рассматривалось как преступление: мужу дозволялось убить застигнутого любовника жены. Однако как общественный институт гетеризм не преследовался, запрещалось только профессиональное сводничество. Тяжелый штраф полагался за изнасилование женщины, которое рассматривалось также как покушение не на личность, а на общественную мораль.

Законы содержали постановления, регулировавшие имущественные отношения в рамках соседского права. Были установлены взаимные обязательства сажать деревья на определенном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу. При копании ям, канав следовало отступать от соседнего владения на достаточное расстояние.

Пчельники одного хозяина от других должны были быть удалены не менее чем на 300 футов. Чтобы предотвратить взаимные обманы и споры граждан, законом устанавливались предельные цены на жертвенных животных (также сходно с древневосточными законами).

Урегулировался порядок претензий в случае нападения домашних животных на человека.

Солон впервые ввел в афинское право возможность завещания на свое имущество, «сделал имущество действительной собственностью владельца».

Однако это право было и существенно ограничено требованиями не быть под влиянием болезни, в удрученном состоянии или под воздействием женщин.

Здесь, в частности, выразилась та особенность древнего правового мировоззрения, согласно которой нет особой разницы между убеждением, вредным по последствиям, и нарочитым обманом или принуждением: главное – реальный вред для человека и семьи.

К содержанию  Всеобщая история государства и права

История государства и права зарубежных стран 

История государства и права   Теория права    История русского права

Конституции и законодательные акты буржуазных государств

Гражданское и торговое право

Теория государства и права   Теория государства и права    Теория государства и права

“Основы права” (под редакцией Крыловой)

История государства и права России

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. “РУССКАЯ ПРАВДА” – ПАМЯТНИК ПРАВА ПЕРИОДА РАННЕФЕОДАЛЬНОЙ МОНАРХИИ

Источник: http://www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-2/82.htm

Урок по истории в 5 классе

Законы драконта текст

Урок- исследование.

История древнего мира. 5 класс.

Реформы Солона. Зарождение демократии.

Цель урока: – подвести учащихся к пониманию причин и значения проведения реформ Солона;

– обеспечить усвоение понятий: демократия, реформы;

– продолжить формирование умения давать характеристику событиям и

их участникам на основе текста документов и учебника.

Оборудование урока: учебник Вигасина А.А. История древнего мира, 5 класс;

карта «Древняя Греция в VIII – VI веках до н.э.»;

раздаточный материал о Солоне (сочинения Плутарха и

Аристотеля);

Схема «Население Аттики» № 1 и № 2

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний по теме «Земледельцы Аттики теряют

свободу» ( восстановление схемы «Население Аттики» на доске).

3. Вступительное слово учителя:

Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство и отобрать часть земли у богатых и раздать её бедным.

Обстановка и в городе и в Аттике накалялась. Аристократы понимали, что им не справиться, если восстанет весь демос, и пошла на уступки. В 594 году до н.э.

аристократы и демос избрали архонтом Солона, который пользовался общим уважением – пусть положит конец раздорам между аристократами и демосом. Солон желал примирить между собой демос и знатных.

Поступить так, чтобы и те, и другие были довольны.

4. Чтобы вы хотели узнать в данный момент? ( предполагаемый вопрос, который хотелось бы услышать от ребят:

-Смог ли Солон примирить демос и аристократов?

Или

– Что сделал Солон, чтобы примирить демос и знать?

Любой из них станет темой исследования).

( Ребята предложили вопрос: Как Солон примирил демос и аристократов?)

5. Ученикам предлагается самим предложить план действий для Солона. Чтобы вы сделали на его месте?

6. Заслушиваются 2-3 ответа. (Ребята говорят об отмене рабства, о возвращении земли, о желании управлять).

7. Раздаются отрывки из сочинений Плутарха и Аристотеля для поиска ответа на поставленный вопрос. Ребята свои предположения сравнивают с реформами Солона, описанные Плутархом и Аристотелем.

8. Так что же сделал Солон для примирения демоса и аристократии?

Беседа по вопросам к документу.

  • Чьи законы отменил Солон? (Законы Драконта, за исключением за­конов об убийствах.)

  • Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отме­нил как частные, так и государственные долги.)

  • На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

  • Какие права Солон дал каждой группе? (Предоставленные права были для всех групп населения, но права были разного объема. Кроме того, народ мог обращаться в суд в том случае, если происходило нарушение прав.)

( Ребята знакомят друг друга с результатами исследования:

– долги прощены;

– запрет долгового рабства:

– освобождение от долгового рабства всех рабов – должников (на родине и возвращение с чужбины);

– отмена законов Дракона; кроме казни за убийство;

– граждане делились на четыре группы;

– за богатыми оставались высшие должности;

– все остальные участвовали в народном собрании и могли быть судьями;

– судьи – господа над законами: разрешали споры, которые не могли быть решены на основании закона;

– ввёл два совета: один предварительно обсуждал все дела, выносимые на Народное собрание

( входило по сто человек от каждой группы граждан), ареопаг наблюдал за всем и охранял законы.)

9. Учитель сообщает о том, что деятельностью Солона были недовольны все.

Какой вопрос вы хотели бы задать?

( ожидаемый вопрос: – Почему все были недовольны Солоном?)

Отвечаем на него по той же схеме: – предположения ребят

– проверяем по отрывку Плутарха о причинах недовольства Солоном

Предложить ребятам внести изменения в схему «Население Аттики» (схема № 2)

  1. Домашнее задание: 1) параграф 30,

2) рассказ о причинах и значении реформ Солона

3) Сравнить положения законов Солона и Хаммурапи о

долговом рабстве (для более подготовленных ребят)

Приложения к уроку «Реформы Солона. Зарождение демократии».

Плутарх. Солон

Греческий писатель и философ Плутарх (ок. 46 — ок. 127 гг. н. э.) про­славился своими параллельными биографиями, где на основании историче­ских источников описал жизнь выдающихся лиц: одного из греческой исто­рии, другого — из римской.

  1. .. .Первым актом его (Солона) государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела».

  2. Солон с гордостью говорит в них (в своём стихотворении), что с заложенной раньше земли он

Поставленных камней закладных много снял:

Свободна ныне прежде бывшая рабой,

и что из числа закабаленных за долги граждан одних он вер­нул с чужбины,

.. .уж аттическую речь

Забывших, словно странствовал много раз,

А тех, кто дома рабства тяжкого позор

Переносил,

он, по его словам, сделал свободными…

XVII. Итак, Солон прежде всего отменил все законы Драконта, кроме законов об убийстве…

XVIII. Во-вторых, желая оставить все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан.

Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми , вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; люди третьего ценза имели двести мер и тех и других про­дуктов вместе.

Все остальные назывались «фетами»; им он не позволил исполнять никакой должности; они участвовали в уп­равлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями.

Последнее казалось в начале ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Даже на приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также аппелировать в суд.

Говорят, даже некоторой неясностью и многочисленными противоречиями в тексте законов Солон возвы­сил значение судов: благодаря этому, когда предмет спора не мог быть решен на основании законов, приходилось всегда иметь надобность в судьях и всякое спорное дело вести перед ними, так как они были некоторым образом господами над законами. Об этом их авторитете Солон сам говорил в похвалу себе:

Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел,— чтобы их не опозорил никто…

XIX. Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяю­щихся архонтов; он и сам был членом его как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожден­ные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил.

Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в Народное собрание без предвари­тельного обсуждения.

А «верхнему совету» он предоставил надзор за всем и охрану законов: он рассчитывал, что государ­ство, стоящее на двух советах, как на якорях, меньше подвер­жено качке и доставит больше спокойствия народу..,

Аристотель. Афинская полития

6.Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время… Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство.

На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки…

8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее, он учредил Совет четырехсот,… а совету ареопагитов назначил охранять законы…

|9. …Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное — отмена личной кабалы… далее — предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших

обиду; третье — апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в ании, он становится властелином государства.

10. …Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.— С. 130-132.

Плутарх. Солон

Причины недовольства Солоном.

XVI. Солон не угодил ни той ни другой стороне: богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных—: еще больше —тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись…

Схема № 1

Состав населения Аттики до реформ Солона.

Население Аттики в VII в. до н.э.

Рабы

Свободные

Чужеземцы

Демос

Аристократы

должники

Схема № 2

Состав населения Аттики после реформ Солона.

Население Аттики в VII в. до н.э.

Рабы

Граждане

Чужеземцы

Демос

Аристократы

Источник: https://infourok.ru/urok_po_istorii_v_5_klasse-453338.htm

ПраваВласть
Добавить комментарий