Вывод спора базарова и павла петровича в 10 главе

Дуэль Базарова и Павла Петровича

Вывод спора базарова и павла петровича в 10 главе

Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате.

Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно плоскую остроту, мало напоминающую прежний умственный фейерверк.

Ему противостоит знакомая «холодная вежливость» дяди.

Оба противника, не признаваясь друг другу и самим себе, немного устали. Враждебность сменилась взаимным интересом. Павел Петрович «…раз даже приблизил свое раздушенное лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зеленую пылинку…».

Слово «даже» здесь вполне уместно. Впервые он решил полюбопытствовать, на чем строит аргументы его противник. И тем не менее, на этот раз пребывание в доме Кирсановых завершается для Базарова дуэлью.

«Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка, который… до некоторой степени объясняется одним лишь постоянным антагонизмом ваших взаимных воззрений», – путаясь в словах, произносит по окончании дуэли Николай Петрович. Непроизвольно выговаривает самое главное.

«Антагонизм воззрений» участвовал «до некоторой степени» и вряд ли бы привел к поединку. Если бы не… Фенечка.

«Фенечке нравился Базаров», но и она ему нравилась. Он держался с нею «вольнее и развязнее», их сблизило «отсутствие всего дворянского». Описанные в начале главы посещения, разговоры, медицинская помощь – свидетельства все увеличивающейся взаимной симпатии. Симпатии, которая неизбежно переросла бы в чувство.

Если б оно объяснялось объективными причинами, а не сваливалось, порой назло нам, с неба; «болезнью», от которой нет спасения. Так и Фенечка искренне полюбила немолодого Николая Петровича. И вовсе случайно оказалась на месте свидания в саду, в той самой беседке, где когда-то познакомилась с учтивым деликатным гостем.

По итогу этой встречи Базаров имеет основания иронически поздравлять себя «с формальным поступлением в Селадоны». Теперь герой ведет себя попросту непорядочно, грубо, по-лакейски заигрывая.

В журнальном варианте романа сдержанный Тургенев прямо говорил: «Ему (Базарову) и в голову не пришло, что он в этом самом доме нарушил все правила гостеприимства».

Литературоведы раскрыли здесь психологическую подоплеку – потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, он хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Оказывается, в любви просто не бывает. «Грешно вам, Евгений Васильич», – произносит женщина с «неподдельным упреком».

Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов». Тургенев передает реплику старого слуги, который был «по-своему аристократ, не хуже Павла Петровича».

Не кровавый поединок поразил Прокофьича: он «толковал, что и в его время благородные господа дирывались». Щепетильному хранителю устоев не пришелся по душе выбор соперника: «дирывались» «только благородные господа между собою».

Настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина: «а этаких прощелыг за грубость на конюшне отодрать велели».

«Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!» – возмущается Базаров после того, как за его противником захлопнулась дверь. «…Вот что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь», – пытается он объяснить себя в разговоре с Аркадием.

Раздражение, как обычно у героя, маскирует внутреннее недоумение и растерянность. Пришлось и ему, в свою очередь, убедиться в ограниченности собственных «прынципов».

Оказывается, есть ситуации, когда только поединком можно отстоять свое достоинство: «Отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы и тогда (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы)…»

В середине века дуэль уже переходила в разряд анахронизмов, отчасти даже смешных. Перо Тургенева рисует множество юмористических подробностей. Начинается дуэль приглашением в секунданты Петра-камердинера, который «уж конечно, малый честный», но перетрусил до крайности.

А заканчивается трагикомической раною «в ляжку» Павла Петровича, надевшего, будто нарочно, «белые панталоны». Меж тем эпизод поединка – важнейший в идейном развитии романа. Важно не то, что Базаров «не трусил», как и Павел Петрович. Силу духа, присущую обоим героям, Тургенев отмечал и ранее.

Дуэль помогает преодолеть внутреннюю ограниченность. На поединке, когда взаимное отторжение, казалось, достигло предела, меж дуэлянтами возникают простые человеческие отношения. Базаров обращается к Павлу Петровичу как к доброму знакомому: «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного.

Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта». Кирсанов вдруг соглашается: «Вы правы… Экая глупая физиономия».

Мы помним, как горячо обсуждали они крестьянский вопрос. Каждый из них был убежден, что только ему досконально известно, в чем нуждается и о чем думает русский мужик. Перед началом дуэли Базаров замечает мужика, прошедшего мимо него и Петра не поклонившись. Мгновение после дуэли он возвращается.

Крестьянин на этот раз снимает шапку с внешне покорным видом, подтверждающим мысль об его «патриархальности». Прежде Павел Петрович этим бы удовлетворился.

Но теперь вдруг задает своему вечному оппоненту заинтересованный вопрос: «Как вы полагаете, что думает теперь о нас этот человек?» В ответе Базарова звучит недоумение совершенно искреннее: «Кто ж его знает!» Молодой нигилист отказывается от монополии на истину не только для себя.

Он готов признать, что и «темный» мужик обладает сложным духовным миром: «Кто его поймет? Он сам себя не понимает». «Понимание» вообще ключевое слово данного эпизода: «Каждый из них сознавал, что другой его понимает».

После дуэли герои словно меняются местами. Базаров уже не желает думать об участи Фенечки. Увидев ее расстроенное личико в окне, «пропадет пожалуй», – сказал он про себя , – Ну, выдерется как-нибудь!» Напротив, Павел Петрович показывает чуждый ему прежде демократизм.

«Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме», – заявляет он брату, требуя, чтобы тот узаконил наконец отношения с Фенечкой. «Ты это говоришь, Павел? ты, которого я считал непреклонным противником подобных браков!» – поражается Николай Петрович.

Он не ведает, что этой просьбе предшествовала проникновенная сцена между братом и Фенечкой, напоминающая главу рыцарского романа.

«Это преодоление своей поздней любви и отказ от нее: отказ, лишенный эгоизма, поднимающий простенькую Фенечку на высоту Прекрасной Дамы, которой верят, не сомневаясь, которой служат, не надеясь на взаимность».

Источник: https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2813-duel_bazarova_i_pavla_petrovicha.html

Урок литературы в 10 классе «Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»»

Вывод спора базарова и павла петровича в 10 главе

Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

отделение машиностроения и металлообработки

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Разработала преподаватель

Еремина Л.А.

Пенза 2014

Цели: начать характеристику главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Е.В.Базарова, опираясь на текст романа (1-10 главы).

Задачи:

1) познакомить с толкованием понятия «нигилизм», раскрыть жизненную позицию, нигилистические взгляды демократа-разночинца Базарова, определить сущность внешнего конфликта Евгения Базарова, обозначить художественные особенности создания образа;

2) воспитывать интерес к творчеству И.С.Тургенева, к истории России, умение критически оценивать взгляды и поступки людей, воспитывать активную жизненную позицию;

3)способствовать развитию связной устной речи учащихся, логического мышления, воображения, умений аргументированно доказывать свою точку зрения, совершенствование навыков выразительного чтения, пересказа и анализа прозаического текста.

Вид урока: комбинированный

Методика: слово учителя, аналитическая беседа, сообщение учащегося, выразительное чтение учащихся и учителя, устное словесное рисование, пересказ, словарная работа, ответ на проблемный вопрос, защита читательских иллюстраций, групповая работа (по карточкам-инструкциям), составление цитатного плана, просмотр видеофрагмента.

Оборудование: текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», компьютер с мультимедиа, обучающий диск, презентация, иллюстрации к роману (выполненные учащимися, художника П.М.Боклевского), карточки-инструкции, эпиграф, на доске перед уроком учащийся записывает цитатную характеристику Базарова.

Ход урока:

I.Организационный момент

II.Подготовка к восприятию художественного произведения

На прошлом уроке вы познакомились с творческой историей романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», произведения, которое в середине 19 века вызвало неоднозначную оценку и бурные споры в литературной критике.

-Вспомните, что подтолкнуло писателя к созданию этого романа? В какое время И.С.Тургенев создавал роман «Отцы и дети»? Чем характерна эпоха, в которую жил Тургенев? (ответить на вопрос вам поможет «Словарь эпохи И.С.Тургенева»)

Роман связан с эпохой. Опубликованный в 1862 году, роман, по словам Тургенева, попал «в настоящий момент нашей жизни, словно масло на огонь», т.е. явился откликом на злободневные вопросы жизни.

– Какую позицию занимал И.С.Тургенев в споре об исторических путях развития России?

Каковы общественно-политические взгляды писателя?

Противник всяких общественных взрывов, И.С.Тургенев не верил в возможность идей революционной демократии, что за один миг, перечеркнув все старое, можно изменить историю.

Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы – большая сила, проявившая себя во многих областях общественной жизни.

И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, человека демократических убеждений. Такого нового героя, Евгения Базарова, Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети».

(Учитель зачитывает эпиграф)

«Что такое Базаров? – Аркадий усмехнулся. – Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?» Эти слова из романа «Отцы и дети» – эпиграф к нашему уроку. Цель нашего урока – начать характеристику центрального персонажа романа Евгения Базарова, раскрыть жизненную позицию и взгляды героя.

III.Чтение и изучение художественного произведения

Дома вы начали знакомство с текстом романа «Отцы и дети», и у вас, безусловно, сложилось первое впечатление о Евгении Базарове, определенное мнение о герое.

-Каково ваше первое представление о Евгении Базарове?

Ваше первое представление о герое вы могли отразить в читательской иллюстрации.

Защита читательской иллюстрации (с опорой на текст).

Защита читательской иллюстрации (с опорой на текст):

Действительно, Евгений Базаров – очень сложный и противоречивый человек, и наша задача – понять, чем обусловлено поведение, манера общения, взгляды этого героя.

-Где мы впервые в романе встречаемся с Евгением Базаровым?

-Как складываются отношения Базарова с Кирсановыми? Какие первые впечатления сложились у Базарова и братьев Кирсановых друг о друге?

Я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент их х/ф «Отцы и дети», снятого по одноименному роману И.С.Тургенева. Ваша задача, просмотрев отрывок из фильма и опираясь на текст 4 главы романа, ответить на поставленный вопрос.

-Чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича?

Ответить на этот вопрос нам поможет выполненное вами групповое домашнее задание.

(Задания см. в приложении)

1 группа.

(на листах напечатаны описания портрета Базарова и Павла Петровича, описание кабинета П.П.Кирсанова.)

Сравните описание внешнего облика Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Что мы можем сказать о героях по внешности? Что дает портрет для понимания характера Базарова? Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

-Чем занимается Базаров в имении Кирсановых? Подтвердите свои высказывания примерами из текста. (глава5, 10)

-Каквы думаете, почему детальный, подробный портрет Базарова дается в романе лишь один раз, а описание внешности Павла Петровича, окружающего его интерьера встречается во многих эпизодах романа?

(Дополнения учителя):

На слайде представлены портреты Базарова и Павла Петровича Кирсанова, выполненные художником Петром Михайловичем Боклевским, с которым Тургенев был связан давней дружбой.

-На ваш взгляд, удалось художнику добиться сходства с тургеневскими героями?

-С какой целью, на ваш взгляд, Тургенев вводит в роман контрастные портретные характеристики героев?

2 группа.

Проследите по тексту 1-9 глав, что мы узнаем о происхождении, образовании, воспитании Евгения Базарова и Павла Петровича?

(Дополнения учителя):

В 60-ые годы 19 века, когда произошел ряд выдающихся открытий в области естественных наук (в химии – исследования Менделеева, в физиологии – Сеченова), среди молодых людей распространяются естественнонаучные знания, на основе которых формируется особое мировоззрение. И.С.Тургенев изображает в лице Базарова типичного представителя 60-ых годов 19 века.

-Как вы думаете, почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?

-Как вы понимаете выражение Базарова: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

3 группа.

Охарактеризуйте манеру поведения Евгения Базарова в доме Кирсановых и Павла Петровича, опираясь на материал 1-9 глав.

-Как вы понимаете слова Аркадия, сказанные о Базарове: «Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит»?

4 группа.

Яркой характеристикой Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова служит их речь. Что вы можете отметить в языке Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, используя предложенный материал из романа «Отцы и дети»?

-Какие отношения сложились у Базарова с простым народом в имении Кирсановых? Докажите свое мнение примерами из текста. (глава 5, 6, 10)

Согласны ли вы с мнением критика Н.Н.Страхова: «Весьма замечательно, что он (Базаров), так сказать, более русский, чем все остальные лица романа. Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом»?

-Сделайте вывод: чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича?

По ходу прочтения романа начинает постепенно проясняться образ мыслей Базарова. Тургенев наделил героя своеобразным отношением к науке, искусству, политике, любви. Базаров назван в романе нигилистом.

Во 2 половине 19 века формируется особый общественный тип, который получил название нигилиста.

Обратимся к определениям понятия «нигилизм».

(Реализация индивидуального домашнего задания: 1 учащихся должен был к уроку найти определения понятия «нигилизм» в различных источниках)

-Что объединяет все определения понятия «нигилизм»?

-А как это слово «нигилизм» объясняют герои романа?

-В какой сцене мы впервые слышим слово «нигилист» в романе?

Вы должны внимательно прослушать отрывок из романа и ответить на вопрос:

–Какой смысл вкладывают в это понятие Аркадий и Павел Петрович?

Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам?

Дома вы начали составлять цитатную характеристику Евгения Базарова (цитатная характеристика записана на доске учащимся перед уроком).

(1 учащийся у доски)

-Зачитай цитаты, ярко раскрывающие взгляды Базарова, которые ты выписала из романа, вспомни, в какой ситуации Базаров произносит эти слова, поясни, как ты их понимаешь.

Не принимает на веру то, что является авторитетным и общепринятым, доверяет только личному опыту

Отрицает искусство (поэзию, музыку)

-Чувствует ли Базаров красоту природы?

Природой нужно не любоваться, а использовать ее дары, т.е. природа не с точки зрения красоты, наслаждения, а с точки зрения реальной пользы.

Дополнения учителя

Вспомните сцену в начале романа: в тот момент, когда Николай Петрович и Аркадий восхищаются красотой весеннего дня, Базаров просит спички («Пришли мне спички, Аркадий, нечем трубку раскурить»). (глава 1)

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=95602

Линии споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Вывод спора базарова и павла петровича в 10 главе

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Линии споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Вышедший в свет в 1862 году, роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Многие писатели назвали это произведение лучшим романом Тургенева.     проблема, поставленная писателем, уже звучит в названии романа – «Отцы и дети».

Такое название предполагает наличие проблемы поколений, и, кроме того, автор представляет конфликт двух социальных общественных слоев – демократов и аристократов.    Центральное место в романе занимают разногласия и споры молодого нигилиста и либерала Евгения Базарова и зрелого аристократа Павла Петровича Кирсанова.

    Эти герои являются полными противоположностями друг другу: у них разное социальное положение, убеждения, внешность.

Вот портрет Базарова – «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо «длинное и худое с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».    А вот портрет аристократа Кирсанова: «…

вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».    С первой же встречи между ними устанавливается взаимная неприязнь. Но если Базаров скорее равнодушен к Кирсанову, избегает общения с ним, то «Павел Петрович всему силами души своей возненавидел его».    Их разногласия касаются всех сторон жизни. Базаров-реалист, он отрицает искусство, поэзию. А Павел Петрович – романтик, признающий культ Прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или что «Рафаэль гроша медного не стоит».    Базаров «ко всему относится с критической точки зрения», «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Этот герой – нигилист, он принимает только то, что полезно: «Мне скажут дело – я соглашусь. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».    По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают, они только все отвергают. От этого нет никакого проку.    Отношение к народу у Евгения Базарова и Павла Петровича тоже абсолютно разное. Павлу Петровичу религиозность народа кажется ценной чертой, умиляет его. Базарову же это качество ненавистно: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?». Павел Петрович твердо убежден: «Народ не может жить без веры». На что Базаров говорит, что «грубейшее суеверие его душит».    Совершенно различны взгляды этих героев на проблемы государственного устройства. Павел Петрович провозглашает, что аристократизм – важнейший «принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами (аристократия дала свободу Англии и поддерживает её, утверждает герой).     Базаров пренебрежительно называет подобных людей «аристократишко». Он, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, опытным знанием, признает пользу только от практической деятельности, а не от происхождения.

    По-моему, в спорах Базарова и Кирсанова полной победы не одерживает никто. Их мнения абсолютно противоположны и слишком категоричны. Больше симпатии вызывает Базаров как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Линии споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Источник: http://www.litra.ru/composition/download/coid/00840221240912245423/

В чем обвиняет базарова павел петрович о народе

Вывод спора базарова и павла петровича в 10 главе

Героя также не волнуют чужие чувства и переживания: поцеловав Фенечку, он даже не подумал о том, что этот поцелуй может разрушить ее отношения с Николаем Петровичем. Базарову не нужны друзья, которые ему бы сочувствовали и любили его. Ему нужны лишь единомышленники. Он пренебрегает даже безмерной любовью своих родителей.

С моей точки зрения, Евгению присущи такие качества характера, как болезненное самолюбие, непоколебимая уверенность в своей правоте, готовность в угоду идее совершать насилие.

Споры Базарова с Павлом Петровичем

Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого.

утверждает, что без «принс`ипов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди, Евгений Васильевич называет «прынцип» бессмысленным, нерусским словом.

Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Павел Петрович говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» и т. д. Базаров прав до известной степени: любые истины и авторитеты должны проходить проверку сомнением.

Но «наследник» должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культуре прошлого. Это чувство Базаровым подчеркнуто отрицается.

Принимая за абсолют конечные истины современного естествознания, Базаров впадает в нигилистическое отрицание всех исторических ценностей.

Тургенева привлекает в разночинце

о чем спорили павел петрович и базаров в 10 главе «отцы и дети»

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы. . подумаешь, сколько иностранных.

. и бесполезных слов» ; б. Павел Петрович: «Как? Не только искусство, поэзию, но и.

страшно вымолвить. » — «Все» , — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

» Далее: «когда вы голодны» , «когда нужно положить кусок хлеба в рот» , «когда дело идет о насущном хлебе» , «когда грубейшее суеверие нас душит» .

Итак, Базаров отрицает во имя тех, кто голоден, во имя тех, для кого главная проблема — проблема хлеба насущного.

О чём спорят базаров и павел петрович кирсанов? (школьные сочинения)

Он отрицает также науку «вообще», хотя «в лягушек верит». На народ у них тоже разные взгляды.

Базаров говорит о Павле Петровиче, что тот никогда не подаст руки простому мужику, никогда не подойдёт к нему, не зажав носа платком.

Но, по словам Кирсанова, Евгений презирает простой народ хотя бы за то, что мужики верят в Илью-пророка, разъезжающего по небу, когда гром гремит. Павел Петрович – приверженец «принсипов», принятых на веру.

Он считает, что если так принято, то это верно. А Базаров – нигилист, он намерен всё сломать.

Евгений хочет сначала расчистить место, а уж потом думать, что делать дальше. Под словом «всё» он также подразумевает и политический строй того времени.

К любви у героев тоже разное отношение. Павел Петрович считает, что есть возвышенные чувства, но его любовь к некой княгине Р. оборачивается земной влюблённостью в Фенечку.

«Споры Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети»»

Их резкие расхождения во взглядах мы замечаем уже в первом споре героев. Возмущаясь нигилизму Базарова, Павел Петрович — аристократ и либерал, стремится доказать, что дворянство и аристократия, как лучшая его часть, являются движущей силой общественного развития.

Павел Петрович, не усматривая за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи активного желания заменить веру знанием, а надежду — действием, не приемлет взгляды Евгения и резко осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без принципов и идеалов. Не соглашаясь со всеотрицанием нигилистов, Кирсанов считает их ненужными и бесполезными: «Вас всего четыре с половиной человека».

И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

Пересказ содержания с цитатами из текста. Глава 10. Спор Павла Кирсанова и Базарова.

Базаров считал его «добрым малым», но человеком «отставным» (это Николай Петрович нечаянно подслушал),но осуждал за чтение по утрам Пушкина: «…пора бросить эту ерунду.

И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.» Он посоветовал книгу Бюхнерово «Материя и сила». Николая Петровича, видимо, обидели эти слова, он сказал об этом брату.

Ведь он хотел

«именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.»

Павел Петрович резко высказался о Базарове: «Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан».

Николай Петрович: «….чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета.»

«Споры Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым»

Базаров требует замены самих основ общества. Эти взгляды и убеждения Базаров высказывает в спорах с Павлом Петровичем — его идейным оппонентом.

Павел Петрович — представитель консервативных либералов. Он аристократ, англоман и очень самоуверенный человек. Он умен и обладает некими достоинствами: честен, благороден, верен своим убеждениям.

Но Павел Петрович не чувствует движения времени, не приемлет современности, для него превыше всего традиции. В Базарове он видит опасность для себя и своего класса, поэтому он защищает свой «мир» всеми доступными ему средствами, вплоть до дуэли.

Базаров и Павел Петрович дискутируют на темы искусства, культуры, поэзии, природы, науки, духовности, философии, о русском народе. В спорах с Павлом Петровичем Базаров часто агрессивен, пытается навязать свое мнение.

С точки зрения Евгения, читать Пушкина — терять время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо.

Споры Базарова с Павлом Петровичем — часть 1

Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого.

Павел Петрович утверждает, что без принс`ипов могут жить лишь безнравственные и пустые люди, Евгений Васильевич называет прынцип бессмысленным, нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует: Что ж, коли он заслуживает презрения!

Павел Петрович говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта! и т. д. Базаров прав до известной степени: любые истины и авторитеты должны проходить проверку сомнением. Но наследник должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культуре прошлого.

Это чувство База-(*112)ровым подчеркнуто отрицается.

Принимая за абсолют конечные истины современного естествознания, Базаров впадает в нигилистическое отрицание всех исторических ценностей. Тургенева привлекает

Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И.

С. Тургенева «Отцы и дети»

“Нигилист.

Это от латинского Nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. который ничего не признает”, — так охарактеризовал Евгения Николай Петрович. Противник Базарова, Павел Петрович, представляет “век минувший» век николаевского правления.

Даже в деревне он носит модный галстук, лаковые полусапожки, что, казалось бы, непрактично в таком месте. Вся его жизнь соткана из различных “принсипов”, которые в корне расходятся с мировоззренческими взглядами Базарова. Оба персонажа воплощают в себе две непримиримые крайности в общественной жизни XIX века.

Именно поэтому Тургенев сталкивает их в романе, показывая, как разногласия во взглядах на жизнь перерастают в спор, а в споре, как известно, рождается истина, выявляется золотая середина, которую и хотел донести до читателей Тургенев.

Источник: http://ndfl63.ru/v-chem-obvinjaet-bazarova-pavel-petrovich-o-narode-99618/

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Вывод спора базарова и павла петровича в 10 главе

Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами — явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению.

Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою.

И если Базарову откровенно наплевать на все эти церемонии, то Павлу Кирсанову-то нет! Оппонент Базарова в общей философии и взглядах на жизнь, Кирсанов здесь выступает, как человек лишенный снобизма и принимающий демократию всей душой.

Да, да, это он, надушенный и напомаженный, с маникюром и идеально подобранным туалетом, проявляет себя, как истинный демократ, относясь к Базарову, как к человеку равному, уважаемому. Вызывая его на дуэль, он ставит себя с нигилистом на одну сословную ступень и даже не задумывается над этим.

А ведь как все хорошо начиналось! В этот приезд Аркадия с другом в Марьино, жизнь в усадьбе течет размеренно. Аркадий наслаждается летним отдыхом и чувствами к Кате. Фенечка занимается малышом, Николай Петрович домом и хозяйством. Павел и Николай утратили горячность в спорах. Если и вступают в разногласия, то вяло, без пафоса и присущей, ранее, горячности.

Базаров увлечен работой. Точнее, он работает с остервенением. Работает так, как будто что-то не успеет сделать? Предчувствует скорый конец? Да нет. Скорее пытается забыться, избавиться от душевной муки, которую нанесла ему неразделенная любовь к Одинцовой.

Его одержимость и работоспособность не могут не вызывать уважения у окружающих. Братья Кирсановы с интересом относятся к его опытам. Николай Петрович заходит частенько «поучиться» и сидит тихонько, не мешает, наблюдает. Павлу тоже интересно. Он даже решается заглянуть в микроскоп и понаблюдать за инфузорией.

И важно здесь не только то, что старшее поколение – «отцы» проявляют интерес к занятиям «детей». А то, что «дети», в частности, Базаров готов поделиться знаниями, потратить время на демонстрацию и комментарии. Кажется мосты между поколениями потихоньку наводятся.

Жара, солнце, летняя истома никак не предвещают беды.

Но, мы забыли про Фенечку. Все войны мира совершаются из-за женщин. Фенечка занимается Митенькой и домом. Она молода, свежа и прекрасна. Она естественна и мила. И все присутствующие в доме мужчины не могут этого не замечать. И все дышат к ней не ровно. Кроме Аркадия, разумеется. Аркадий влюблен в Катерину, у него роман, и он мало замечает происходящее.

А между тем Фенечка нравится Базарову. Только с ней он общается с удовольствием. Да и Базаров нравится Фенечке. Как человек, как хороший доктор и советчик в воспитании малыша. Да и просто как молодой интересный человек. Фенечка так простодушна, что никаких планов и мыслей на счет Базарова у нее нет и быть не может. Она искренне любит Николая Павловича.

Собственно – то и Базаров насчет Фенечки никаких планов не строит. Ему не до этого. Но он тянется к ней, как ко всему естественному от природы, чистому, простому и прекрасному одновременно.

 Он просто не смог сдержаться и поцеловал ее, когда увидел в беседке, с полуобнаженными руками, всю в россыпи роз, свежих и прекрасных, как она сама. Трудно назвать этот поцелуй страстным. Так целуют хорошенького ребенка, или понравившееся животное (котенка, собачку) от избытка чувств.

Ведь он не хватал молодую женщину за руки, не прижимал к себе. Нет, он просто наклонился к ней и поцеловал. Как целуют спящего. Беда в том, что Фенечка испугалась и осудила Базарова за его поступок. Хотя, кто его знает, что было бы дальше, поведи себя Фенечка по-другому? И к несчастью, Павел Петрович увидел эту сцену.

И воспринял ее, как личное оскорбление. И не только потому, что Базаров нарушил закон гостеприимства и перешел границы приличия. Более чем за брата, Павлу было обидно за себя. Он такой ухоженный, образованный и интересный даже мысли себе такой не допускал. А этот нигилист посмел! И не только помыслить, но и осуществить.

Павел тоже влюблен в Фенечку. Он увлечен ею. Да и честно говоря, только слепой или больной(или влюбленный, как Аркадий) не пленился бы расцветающей красотой молодой крестьянки.

Итак, дуэль. Базаров обескуражен вызовом, но отказаться не может. Оба дуэлянта отказываются от своих принципов. Их мировоззрение меняется. Тургенев описывает дуэль с некоторой комичностью.

 Дуэли уже отходили в разряд пережитков. Он с некоторым пренебрежением описывает сцену ранения Павла Петровича «в ляжку».

Здесь оба, и либерал и демократ проявляют силу духа, чувство юмора и понимание друг друга.

Ранив Кирсанова, Базаров, как настоящий врач, тут же оказывает ему помощь. Можно сказать, что с дуэли, оба возвращаются, симпатизирующими друг другу людьми. Трудно сказать, смогли бы они дружить. Но в результате пережитого до дуэли и на ней, они стали другими людьми. С уважением относящимися друг к другу.

Павел, поднявшийся над сословными предрассудками, вызвав Базарова на дуэль, не останавливается на этом. Он говорит брату, что пора бы ему узаконить отношения с матерью его ребенка. Николай Кирсанов потрясен. А Павел отправляется в путешествие. Ему надо обдумать происшедшие с ним перемены, да и просто отвлечься.

Сцена дуэли важна еще и тем, что она показывает, что какими бы не были разногласия между поколениями, либералами и демократами, прежде всего — они люди. А это значит, что они смогут в трудную минуту найти общий язык и существовать вместе.

Источник: https://resoch.ru/duel-bazarova-i-pavla-petrovicha-kirsanova-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

ПраваВласть
Добавить комментарий