Работа в паре на уроке в начальной школе

Коллективные формы работы на уроках в начальной школе — условие успешного обучения

Работа в паре на уроке в начальной школе

Абдрахманова О. В., Иванова О. В., Игнатьев В. В., Костина Л. Н., Лошакова И. В., Насонова А. А., Семесько А. В., Тухтубеева Н. С.

Коллективные формы работы на уроках в начальной школе — условие успешного обучения [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С.

32-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14591/ (дата обращения: 09.10.2019).



В последние годы произошли огромные изменения в представлении о целях образования. Главной целью педагогической деятельности стало не признание знаний, умений и навыков, как итогов обучения, а формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т. е. универсальные учебные действия. Одним из блоков УУД являются коммуникативные учебные действия. Низкий уровень формирования коммуникативных учебных действий не позволяет учащимся легко адаптироваться в современном обществе.

Поэтому учителя в своей практике широко используют коллективные способы обучения.

Коллективным способом обученияявляется такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения вдинамических парах, когда каждый учит каждого.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Дети любят данную форму, потому что она позволяет общаться на уроке с одноклассниками, что очень важно, особенно в 4 классе.

Подготовкой к работе в группе, является работа в парах.

Работа впарах — форма организации деятельности учащихся, которая помогает что обучить учебному сотрудничеству.

Работу в парах можно организовывать и в процессе изучения нового материала, и в процессе закрепления, и в процессе контроля, т. е. парная работа может быть организована на различных этапах урока.

Работу в парах можно и нужно вводить уже с первого класса, с работы в паре «учитель-ученик». Наиболее популярными приемами, которые может использовать учитель, являются:

1) задачи, которые не имеют решения;

2) задачи — «ловушки»;

3) задачи с недостающими данными;

4) задачи с лишними данными.

Работа в такой паре помогает ребенку узнать нормы общения, овладеть навыками выдвижения гипотез, их аргументации. Учитель показывает пример взаимодействия в парах, показывает, как сесть, как слушать, как помогать товарищу и как, «не обидев», указать на ошибку.

Особое внимание следует уделить формированию пар. Самый легкий способ — формирование пар из учащихся, сидящих за одной партой или по вариантам. Учащиеся хорошо относятся к формированию пар по жеребьевке или по желанию. При формировании пар следует учитывать, что низкая эффективность у пар, созданных из «слабых» учеников или учеников с низкой активностью

Алгоритм обучения учащихся работе в паре

  1. Постановка цели работы перед учащимися.
  2. Распределение ролей. (Рассказчик и слушатель)
  3. Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах
  4. Самоанализ

‒ Что получилось?

‒ Когда было легко?

‒ Когда было трудно?

  1. Выступление перед классом 1–2 пар учащихся по желанию

Вариантов работы в парах великое множество:

1) ученики получают одинаковое задание, самостоятельно выполняют его, затем обмениваются решениями и проверяют их. Если допущена ошибка, ученики помогают друг другу ее исправить;

2) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к учителю за помощью.

Парное обучение обладает свойством мотивировать учеников к учению. Ведь они становятся «учителями», а для этого нужно хорошо понимать материал.

Парная работа сменяется групповой.

Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

1) задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи ;

2) содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Как объединять детей в группы.

‒ самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;

‒ самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;

‒ не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией

Для срабатывания групп необходимо минимум 3–5 занятий. Поэтому не стоит часто пересаживать учащихся, но и закреплять состав надолго тоже не стоит. Смена состава групп поможет учащимся найти способы взаимодействия с разными детьми.

При работе в группе важно распределить роли. На начальном этапе знакомства с данной формы работы, роли определяет учитель, а в дальнейшем эти роли определяют сами учащиеся.

Важно, чтобы каждый учащийся внес свой вклад в работу группы, поэтому роли могут быть самые разные («Докладчик», «Иллюстратор», «Режиссер» и многие другие).

При таком распределении ролей, каждый ребенок несет личную ответственность за свое «дело» и старается не подвести группу.

Затем формулируются общие правила работы в группах:

‒ не говорить всем одновременно;

‒ выслушать мнение каждого;

‒ если не согласен с мнением — аргументируй;

‒ обращаться к говорящему лично по имени;

‒ если не понял — переспроси.

Правила могут быть различными, они могут меняться. Для формулирования правил необходим анализ работы в группе («Что помогло в работе?», «Что помешало работе?»)

Работа в группе складывается из нескольких элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

‒ постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Может быть реализована учителем или самими учащимися;

‒ инструктаж о последовательности работы (дает учитель в устной форме или в виде инструкции);

‒ раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

‒ знакомство с материалом, планирование работы в группе;

‒ распределение заданий внутри группы;

‒ индивидуальное выполнение задания;

‒ обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

‒ обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

‒ подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

‒ сообщение о результатах работы в группах;

‒ общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Основная цель групповой работы –развитие мышления учащихся, а развивать мышление — значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

‒ возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

‒ на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

‒ ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

‒ возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

‒ меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

‒ возрастает сплочённость класса;

‒ растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

‒ учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Применение в практике парной и групповой работы задает направление развитию способностей учащихся к самостоятельности, креативности, рефлексивности, самообразованию, формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Литература:

  1. Бухалко, Н. И. Групповая работа на уроках русского языка во 2м классе / Н. И. Бухалко // Начальная школа плюс До и После. –2008. — № 4.
  2. Кудряшова, Т. Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т. Г. Кудряшова, О. В. Чиханова //Начальная школа плюс До и После. — 2007. –№ 3.
  3. Кузнецова, И. В. Почему нужно работать в группах? / И. В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. — 2002.– № 11.
  4. Савушкина, Т. П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т. П. Савушкина // Завуч начальной школы. — 2008. –№ 4.
  5. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. — Рига, 1997.
  6. Цукерман, Г. А. Зачем детям учиться вместе? / Г. А. Цукерман. — М.: Просвещение,1985.
  7. Современные технологии оценки деятельности учащихся в ОУ» (ноябрь 2005г.).

Основные термины(генерируются автоматически): групповая работа, группа, формирование пар, пар, работа, ребенок, учащийся, ученик, учитель, групповое задание.

Групповаяработа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на

Групповаяработа применяется для того, чтобы научить детей разговаривать, научить их думать, мыслить, слушать и слышать.

Учитель обязательно дает образец групповойработы. Для этого он пишет на доске свой пример

групповаяработа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа

Для сильных учащихся практикуются задания, способствующие формированию навыка…

ребенок, учитель, групповаяработа, задание, ученик, работа, общее мнение, совместная работа, домашнее задание, часть работы.

Групповаяработа — одна из традиционных форм организации урока физической культуры, а объединение в парыучащихся с высокой и низкой…

Групповаяработа (совместная деятельность), отраженная в системе ТОГИС, сегодня не является навязанной формой учебной деятельности. Групповаядеятельность помогает ученикам развить комплекс навыков, которые пригодятся им в профессиональном мире.

групповаяработа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная. Влияние групповойработы на активизацию познавательной деятельностиучащихся на уроках…

Использование групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения

группа, работа, ребенок, ученик, учитель, Сингапурский проект, рабочий лист, участник группы, учащийся, групповаяработа.

Вариантов организации работ, способов формированиягрупп, их целевых назначений и поручаемых им дел, видов отчетности множество. Групповаяработа применяется с успехом при ознакомлении с новым материалом, при его обработке и закреплении, при решении задач…

Групповая форма организации учебной работы на уроке изначально предполагает

– каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий

групповаяработа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал…

– Дозировка времени для групповыхзаданий. Если в состав групп определены ученики с одинаковым уровнем обученности это позволяет

Групповаяработа — одна из традиционных форм организации урока физической культуры, а объединение в парыучащихся с высокой и…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14591/

Парная форма работы в школе: рекомендации для учителя. Несколько тренингов на отработку навыков работы в группах сменного состава

Работа в паре на уроке в начальной школе

При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.

При фронтальной работе реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика — деятельность класса», при коллективной форме реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность класса — деятельность ученика», при групповой форме деятельности — «деятельность учителя — деятельность группы — деятельность ученика», и с помощью индивидуальной формы деятельности реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика».

Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности.

Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).

Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают.

В школу приходят учиться разные дети: «способные» и «менее способные», «сильные и слабые», и каждый учитель хочет, чтобы все они были активны на уроке. Но…  возникает вопрос, как включить каждого ученика в урок — и «сильного», и «слабого2. Оказывается, эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий.

Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.

Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена.

Одна из таких технологий — «Коллективный способ обучения» (КСО).К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим.

В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава.

Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом.

Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.

Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения

  1. При разговоре смотри на собеседника
  2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
  3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.

Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д.

Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идет обсуждение в парах.

Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть.

Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе.

В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут.

Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.

Каких детей объединять в пары?

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый

Формы организации учебного процесса

Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое чтение учебника — это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем бы то ни было.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.

«Я тебя понял так… Ты это имел в виду?». Я не согласен потому, что… и в связи с тем, что…». «Я предлагаю сделать… Ты согласен с этим?»; «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»; «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»

Тренинг на ориентирование в пространстве

В классе имеется одно свободное место. Учитель начальных классов спрашивает: «Сколько свободных мест в классе?» Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, который должен найти свободное место и занять его.

Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников.

Еще более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращали внимания.

Учитель говорит: «Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише». После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место.

Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.

Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо снимают усталость и переключают внимание ребят.

Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит

Ребята любят играть в «Испорченный телефон». Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением и т.д.

Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

Процесс можно усложнить — вместо фраз взять, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.

Тренинг на умение работать в шуме

Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так.

Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка.

Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою — мальчикам.

Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума.

Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.

Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих «гостей», тогда помимо основного навыка — работы в шуме — будет отрабатываться и дополнительный навык – умение обращаться с карточкой.

Тренинг на умение находить нужную информацию

Этот тренинг можно проводить двумя способами:

  • разрешить всем ходить по классу;
  • разрешить ходить по классу только половине ребят.

Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке «тише едешь», на другой — «дальше будешь». Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят — найти нужного партнера и образовать пару.

Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму — с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму — ответы.

Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета

Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено — номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания — номер зачеркивается.

Тренинг на умение переводить образную информацию в вербальную и обратно

Использование этого приема существенно развивает речь ребенка, способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и точно подбирать предметное действие, соответствующее сказанному партнером слову. С этой целью используются разрезные картинки.

У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом, которую запрещено показывать до окончания работы, а у его партнера — ее разрезные части. Задача первого — руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов.

Затем тот, кто руководил, уходит искать свободного партнера, а тот, кто собирал рисунок, остается ждать нового партнера. Теперь уже руководить будет он.

Об авторе: Мальшакова  Наталья Прокопьевна, учитель  начальных  классов, МАОУ  “Средняя  общеобразовательная  школа № 24” г. Петропавловск-Камчатский.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5868_parnaya_rabota

Организация парной и групповой работы на уроках в начальных классах

Работа в паре на уроке в начальной школе

Салихова Альбина Раяновна

Учитель начальных классов I категории
Сош № 26 г. Уральска, ЗКО

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

Любой учитель знает, что первое место на уроке занимает диалог. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

[3] Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, такие как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются “провалы” и “сомнительные места” (те части материала, которые ни один из партнеров не может воспроизвести). Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. Успешно работают вместе и два сильных, и два слабых учащихся, и сильный со слабым  при условии взаимного расположения друг к другу.[2]

Поэтому на уроках я часто применяю работу в парах и группах. Такой вид работы, как уже было сказано выше, помогает активизировать мыслительную деятельность детей.

Работая в паре, когда учащиеся говорят по очереди, в каждый момент половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Этот вид работы, можно сказать, является основой для организации устной самостоятельной работы на уроках.  Степень повышения активности учащихся при работе в парах значительно выше. Кроме того, создаются условия для их естественного общения. [1]

Во время проведения урока математики работу в парах я провожу на разных этапах урока.

При изучении устных приемов умножения и деления многозначных чисел на однозначные дети вели работу по объяснению новых приемов, помогая друг другу закрепить полученные знания.

  На уроке русского языка при работе по карточкам над словами с безударными гласными, дети, работая в парах, объясняли свой выбор буквы, доказывали правильность ответа, что способствовало развитию критического мышления.

При работе в парах ученику приходиться более глубоко вникать в процесс объяснения, так как его сосед по парте ожидает от него ответа.

На уроках ребята обсуждают изучаемую тему, учатся ставить и задавать вопросы, объясняют, как поняли тему. Прием формативного оценивания «Внешний и внутренний круг» позволяет создавать пары временного состава и использовать составленные на уроке вопросы. Этот прием дает возможность вовлечь в работу всех учеников, формирует навыки контроля и самоконтроля, взаимооценивания и самооценивания.

Работая над заданием и прорабатывая теоретический материал, я узнала, что можно менять состав пар, проводить прием под названием «динамические пары».

Это действительно очень важная работа, так  как, работая в парах постоянного состава, дети могут услышать мнение только одного человека, при работе со сменой партнеров ребенок обменивается мнениями с несколькими одноклассниками и имеет возможность проанализировать свои знания, знания других и прийти к единому решению.

На данном этапе важно, чтобы учащиеся поняли, что ответственность, за выполнение задания несут оба, поэтому нужно выполнять не только часть своего задания, но и проконтролировать товарища, а также свои действия согласовывать друг с другом.

Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения.

Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения.

Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; – меняется характер взаимоотношений между детьми; – укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; – сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя; – растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей. [5]

Работу в группах я начинаю вводить уже с первых дней детей в школе: в первом классе это в основном мини-группы постоянного состава, так как у детей еще не сформированы навыки общения с одноклассниками, они недостаточно быстро могут переключать свое внимание, перестраиваться для работы в группе. Задания для выполнения берутся несложные, посильные для детей данного возраста. Например, на уроках грамоты детям предлагается собрать букву из элементов; найти пары: заглавную – строчную буквы; провести соотношение:  печатные буквы с прописными; работа с деформированными предложениями; задания вида «Найди ошибку», «Назови лишнее слово». На уроках математики при изучении состава чисел группам предлагается раздать различные предметы разным способом двум ребятам и записать полученные результаты.

От класса к классу, создаются все более благоприятные условия, для групповой формы работы, так как учащиеся овладевают навыками и умениями работы в группах. Работу в группах можно организовать по-разному, в зависимости от поставленной цели на уроке. Уже само деление на группы можно провести как этап подведения к теме.

При изучении темы «Многоугольники» группам дано задание собрать фигуры из отдельных частей, затем по итогам  выполненной работы подходим к озвучиванию темы и цели урока.

Изучая тему «Времена года», предлагаю детям из отдельных кусочков собрать рисунок, на котором изображено одно из времен года и, конечно же, определяется тема урока и задание для группы на урок: используя подготовленный учителем материал, подготовить сообщение по заданной теме.

Аналогичную работу провожу и по литературе: собираем иллюстрации к сказкам, отгадываем загадки (одинаковые слова – отгадки как ключевые слова по теме). Такое деление на группы сразу же заинтересовывает детей и повышает их активность в дальнейшей работе.

Групповую форму работы – можно использовать на разных этапах урока: не только при закреплении пройденного материала, но и при изучении нового.

При закреплении изученного материала, формирования определенных навыков я использую работу в группах при проведении математических диктантов (заметила, что работа в группах над математическими понятиями и терминами помогает их лучшему усвоению), работы по тренажерам, работы с величинами, составление кластеров (например, при изучении раздела «Части речи» такая работа способствовала более прочному усвоению теоретического материала), при работе с деформированными текстами и предложениями. Начиная со второго класса, при изучении различных предметов, организовываю работу по проведению формативного теста. Данный вид работы проводится в основном при обобщении и помогает ученикам осознать уровень их знаний по предмету. Проводится он таким образом: класс делиться на группы. Каждый ученик получает тест, над которым работает определенное количество времени (время назначается в зависимости от сложности работы). Затем в группе обсуждается выполненная работа: ученики сопоставляют и сравнивают свои результаты, выявляют расхождения, доказывают правильность суждений. Следующим этапом является проверка тестов с ответами, данными учителем и делается вывод о том, какой материал раздела остался усвоенным в недостаточной мере. По итогам теста ученики вместе с учителем разрабатывают шаги по ликвидации пробелов в знаниях. Данная работа формирует у детей сознательное обучение и мотивирует для дальнейшей учебы.

При организации работы в группах я использую некоторые методики АМО.

Например, работу над задачами провожу по принципу методики  «Автобусная остановка»: дети делятся на группы по 4 человека, на листах (по количеству получившихся групп) даются задачи, группы, переходя от одного листа к другому, должны составит решение к данным задачам. Условием является: составить свое решение, не рассматривать решение других групп. Затем сопоставляются способы решения и выбирается наиболее удачный (правильный) вариант.

Работая в группах, учащиеся могут самостоятельно освоить и новый материал. Самостоятельное изучение нового я ввожу только в тех случаях, когда новый материал связан с ранее изученным и у учеников есть возможность проводить сопоставления и аналогию.

Так, на уроке математики, при изучении темы «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток», ученики составляют алгоритм вычислении на основе имеющегося навыка сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток.

При изучении задач на нахождение третьего слагаемого воспроизводятся знания о решении задач на нахождение слагаемого. Работу по теме «Изменение глаголов по числам» дети проводили в группах, осваивали самостоятельно, так  как  уже имеют информацию об изменение по числам имен существительных.

При изучении нового материала по предмету «Познание мира», мною часто используется методика «Зигзаг». Текст учебника делится на смысловые части, каждой группе дается задание изучить одну из частей (данной учителем) за определенное время.

Затем проводится перегруппировка: объединяются по одному представителю с каждой группы и рассказывают другим свою часть текста. Для удобства организации работы формирование в группы производится с использованием карточек с числами.

Так же при изучении нового материала детьми составляются интеллект – карты. По мнению ребят, интеллект – карты помогают им лучше осваивать учебный материал, эта работа очень интересна и делает обучение легким и доступным.

Учителю эта работа дает возможность прослеживать уровень усвоения материала, формировать у детей способность видеть более важные вопросы, умение общаться, умение воспроизводить материал. Создание интеллект – карт организовывает мысли ребят, мотивирует на поиск новых идей. Этот вид работы применялся мною на разных уроках.

У интеллект – карт есть множество плюсов, одним из главнейших можно назвать то, что интеллект карты создаются по принципу работы нашего мышления, что способствует скорейшему запоминанию информации введённой в интеллект – карты.

https://www.youtube.com/watch?v=Sw0zDHt5XxM

Изучая материалы по организации групповой работы, я всегда сталкиваюсь с мнением, что группы в начальной школе должны быть небольшие, включать в себя 4 – 5 человек. Но в последние годы я иногда строю работу так, что порой группой является весь класс. Это происходит на уроках с применением маршрутных листов.

Работа по маршрутному листу формирует у детей навык самостоятельной организации своей деятельности на уроке. Вид и форма маршрутного листа зависит от предмета, темы урока и его цели.

На уроке труда – это алгоритм выполнения поделки, на уроке математики – это задачи, уравнения, выражения, на уроке русского языка – теоретический и практический программный материал, на уроке познания мира – последовательность выполнения эксперимента, проведения опыта.

В процессе работы по маршрутному листу ученики взаимодействуют между собой (испытывая трудность во время работы, ученики обращаются за помощью к однокласснику или учителю), общаются, делятся мнениями, проводят взаимооценивание результата. При таком построении урока учащиеся не испытывают страха и неуверенности в своих силах, деятельность всегда успешна.

В  своем докладе я постаралась показать некоторые виды и приемы организации работы в группе. Выше я уже говорила о том, что такая организация деятельности очень нравиться ученикам, они с огромным удовольствием работают в группах. Но эта работа требует очень большого вклада от учителя.

Организация работы в группах требует серьезного продумывания каждого шага, каждого момента урока, подготовки большого количества дидактического материала, карточек, определения способа оценивания. Не стоит забывать, что при оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие качества.

Оценивать можно лишь общую работу группы и не ставить детям, работавшим в группе, разные оценки.

Анализируя работу в парах и группах можно сделать следующие выводы: коллективные виды работ делают урок более интересным, мотивируют учеников к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, воспитывают творческую инициативу, способствуют формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать с окружающими.

Литература:

1. Фролова А. В. «Современный подход к организации процесса обучения» http://www.5rik.ru

2. Границкая А.С. «Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе», М. «Просвещение», 1991год. – 175 с.

3. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г. – 306 с.

4. Педагогика./ под. Ред. Педкасистого П.И. – М., 1998 – 640 с.

5. Жарова А.В. «Учить самостоятельности». – М.,1992г. – 205 с.

Источник: http://www.zkoipk.kz/kz/2015k2/1170-conf.html

Работа в парах на уроках в начальной школе.(Из опыта работы)

Работа в паре на уроке в начальной школе

           Работа в парах на уроках  в начальной школе.

                            Из опыта работы.

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться» – В.А. Сухомлинский.

Вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться – главная цель моего педагогического труда. Помогают мне в этом различные педагогические технологии и методы.

Как член МО учителей начальных классов в этом году я работаю над проблемой «Использование современных технологий для формирования общеучебных умений и навыков у учащихся начальных классов».

К хорошим результатам приводит использование различных инновационных технологий и интерактивных методов: работа в группах, «Мозговой штурм», «Микрофон», работа в парах.

Опробовав эти методы на уроках, я сделала вывод, что работа в парах даёт хорошие результаты. Поэтому этот метод я использую на уроках по всем предметам, которые веду.

На уроке чтения дети учатся в парах работать над выразительным чтением стихотворения. Например: в 4 кл. в теме «Стихи русских поэтов о зиме» предлагаю стихотворение А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета» подготовиться читать в парах.

Дети выбирают способ чтения: по строчке или по предложению. После прослушивания нескольких пар, делаем вывод, что это стихотворение лучше читать по предложениям, так как слушателям легче мысленно представить картинки, описываемые поэтом.

Я считаю, что такая работа способствует выработке и осмысленного, и выразительного чтения.

На уроке русского языка в 4 кл. при изучении темы «Правописание окончаний имёни существительного 3-го склонения», учащиеся получают задание в парах по одной карточке с последующей взаимопроверкой. Например:

 Карточка

Составить словосочетание из слов, определить падеж имён существительных

букет,     сирень; пасти,       степь, в;

замело, метель; гулять, с, дочь;

попросить, у, мать; пришёл, к, молодёжь

Такой вид работы способствует выработке орфографической зоркости учащихся, повышает скорость выполнения задания.

На уроках математики провожу дидактическую игру в парах при изучении таблицы умножения.

Так, на уроке по теме «Закрепление случаев табличного умножения и деления» раздаю карточки с примерами на табличное умножение и деление и прошу выбрать из них примеры с одинаковыми ответами.

Такая игра способствует выработке внимания и запоминанию табличных случаев умножения и деления. Количество ошибок в примерах, содержащих табличное умножение и деление, заметно убавилось.

Достойное применение находит этот метод и на уроках курса «Я и Украина». Изучая тему «Правила гостеприимства» в разделе «Гражданское образование» 4 кл.

Предлагаю детям в парах спланировать праздник, подумав о том как пригласить гостей, чем их угостить, как украсить комнату, как организовать досуг. Пара получает карточку с названием праздника:  1) День рождения;   2) Новый год; 3) Вечеринка в честь каникул; 4) 8 марта; 5) День знаний;       6) Посиделки.

Проделанное задание показало, что дети хорошо усвоили правила гостеприимства, расширили знания по интересному проведению досуга. При выполнении тестовой работы, включающей вопросы по этой теме, учащиеся показали хороший результат.

Проанализировав результаты учебных достижений учащихся, можно сделать вывод, что использование такого интерактивного метода, как работа в парах нравится детям, вызывает интерес к учению, помогает расширить и закрепить знания по различным темам, развивает творческие способности учащихся.

В будущем планирую применять различные новые интерактивные методы в обучении учащихся начальных классов.

Работа в парах на уроках в начальной школе.

Из опыта работы.

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться» – В.А. Сухомлинский.

Вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться – главная цель моего педагогического труда. Помогают мне в этом различные педагогические технологии и методы.

Как член МО учителей начальных классов в этом году я работаю над проблемой «Использование современных технологий для формирования общеучебных умений и навыков у учащихся начальных классов».

К хорошим результатам приводит использование различных инновационных технологий и интерактивных методов: работа в группах, «Мозговой штурм», «Микрофон», работа в парах.

Опробовав эти методы на уроках, я сделала вывод, что работа в парах даёт хорошие результаты. Поэтому этот метод я использую на уроках по всем предметам, которые веду.

На уроке чтения дети учатся в парах работать над выразительным чтением стихотворения. Например: в 4 кл. в теме «Стихи русских поэтов о зиме» предлагаю стихотворение А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета» подготовиться читать в парах.

Дети выбирают способ чтения: по строчке или по предложению. После прослушивания нескольких пар, делаем вывод, что это стихотворение лучше читать по предложениям, так как слушателям легче мысленно представить картинки, описываемые поэтом.

Я считаю, что такая работа способствует выработке и осмысленного, и выразительного чтения.

На уроке русского языка в 4 кл. при изучении темы «Правописание окончаний имёни существительного 3-го склонения», учащиеся получают задание в парах по одной карточке с последующей взаимопроверкой. Например:

Карточка

Составить словосочетание из слов, определить падеж имён существительных

букет, сирень; пасти, степь, в;

замело, метель; гулять, с, дочь;

попросить, у, мать; пришёл, к, молодёжь

Такой вид работы способствует выработке орфографической зоркости учащихся, повышает скорость выполнения задания.

На уроках математики провожу дидактическую игру в парах при изучении таблицы умножения.

Так, на уроке по теме «Закрепление случаев табличного умножения и деления» раздаю карточки с примерами на табличное умножение и деление и прошу выбрать из них примеры с одинаковыми ответами.

Такая игра способствует выработке внимания и запоминанию табличных случаев умножения и деления. Количество ошибок в примерах, содержащих табличное умножение и деление, заметно убавилось.

Достойное применение находит этот метод и на уроках курса «Я и Украина». Изучая тему «Правила гостеприимства» в разделе «Гражданское образование» 4 кл.

Предлагаю детям в парах спланировать праздник, подумав о том как пригласить гостей, чем их угостить, как украсить комнату, как организовать досуг. Пара получает карточку с названием праздника: 1) День рождения; 2) Новый год; 3) Вечеринка в честь каникул; 4) 8 марта; 5) День знаний; 6) Посиделки.

Проделанное задание показало, что дети хорошо усвоили правила гостеприимства, расширили знания по интересному проведению досуга. При выполнении тестовой работы, включающей вопросы по этой теме, учащиеся показали хороший результат.

Проанализировав результаты учебных достижений учащихся, можно сделать вывод, что использование такого интерактивного метода, как работа в парах нравится детям, вызывает интерес к учению, помогает расширить и закрепить знания по различным темам, развивает творческие способности учащихся.

В будущем планирую применять различные новые интерактивные методы в обучении учащихся начальных классов.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/rabota-v-parakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty

ПраваВласть
Добавить комментарий