Применение оружия сотрудниками пограничных органов

Госдума разрешила ФСБ применять оружие при скоплении людей для предотвращения теракта

Применение оружия сотрудниками пограничных органов

МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. Госдума приняла закон, который устанавливает порядок применения оружия, спецсредств и физической силы сотрудниками ФСБ. Ко второму чтению в тексте появилась важная норма о праве сотрудников спецслужбы брать отпечатки пальцев при пересечении границы РФ у лиц, которые, по данным ФСБ, могут быть завербованы для участия в террористической деятельности.

Дактилоскопия

В частности, ФСБ сможет “получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев или ладоней рук человека, позволяющие установить его личность, в рамках осуществления пограничного контроля в отношении лиц, пересекающих госграницу РФ, при наличии у таких лиц признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность”, говорится в новой редакции текста. Перечень таких признаков и порядок получения биометрических данных, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации будет определяться руководителем ФСБ.

“Мы здесь расширяем возможности ФСБ”, – подтвердил ТАСС докладчик по законопроекту, зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. По его словам, сейчас таких полномочий у ФСБ, “строго говоря”, нет.

Депутат уточнил, что норма будет касаться и россиян. “Это связано с появлением дополнительных угроз в виде ИГИЛ (прежнее название запрещенной в РФ террористической группировки “Исламской государство”) и участия ряда лиц в этих формированиях и последующем проникновением в страну”, – подтвердил он. “Это будет (осуществляться) там, где есть пограничные пункты”, – добавил Валеев.

Оружие, спецсредства и физическая сила

Военнослужащие ФСБ перед применением оружия, спецсредств и физической силы будут обязаны предупредить о том, кем они являются и о своем намерении, предоставив гражданам возможность и время для выполнения их законных требований.

В то же время сотрудники спецслужбы смогут не делать это “если промедление… создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, сотрудников ФСБ, либо может повлечь иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на объекты, спецгрузы и транспортные средства ФСБ”.

При этом они будут обязаны оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате их действий, первую помощь, а также принять меры, чтобы как можно скорее доставить пострадавших к врачу.

О каждом случае ранения граждан либо их смерти в результате применения оружия будет необходимо уведомить прокурора в срок не позднее 24 часов.

Закон содержит подробный перечень случаев, когда военнослужащие органов ФСБ смогут воспользоваться оружием, спецсредствами и применить физическую силу.

Они не будут нести ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям, если применение боевой техники, оружия, спецсредств и физической силы осуществлялось “по основаниям и в порядке, которые установлены законом”.

Возмещение такого вреда будет происходить в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджета.

Ко второму чтению парламентарии прописали, что “в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, военнослужащий органов ФСБ при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении органов ФСБ”.

Кроме того, Госдума разрешила военнослужащим ФСБ стрелять при скоплении людей для предотвращения теракта и освобождения заложников.

Так, они “не имеют права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения огнестрельного оружия в целях предотвращения (пресечения) теракта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти”.

Проникновение в жилища

Также в рамках работы над текстом депутаты регламентировали ситуации, когда чекистам приходится проникать в квартиры и на земельные участки граждан (спасение жизни граждан, задержание возможных преступников и так далее). Здесь вводятся ограничения, по сути аналогичные тем, что уже записаны в законе о полиции.

Соцсети и счета за рубежом

Закон разрешает сотрудникам ФСБ “устанавливать контакты с иностранными гражданами, обращаться в зарубежные СМИ, иностранные организации, а также НКО-иностранные агенты в порядке и на условиях, которые определяются руководством спецслужбы. Служащим ФСБ, а также их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать /либо иметь/ счета в иностранных банках за пределами РФ, говорится в документе.

Закон позволяет сотрудникам службы размещать свои персональные данные в соцсетях, блогах и иных сообществах интернета, но лишь в порядке, определяемом руководителем ФСБ.

Источник: https://tass.ru/politika/2548614

Когда применяются физическая сила, спецсредства и оружие?

Применение оружия сотрудниками пограничных органов

В нашей стране все граждане имеют право защищать себя, окружающих, интересы общества и государства от противоправного посягательства. Для военнослужащих органов пограничной службы Республики Беларусь защита граждан, общества и государства при охране Государственной границы — это не право, а обязанность.

О том, какими средствами разрешено пользоваться пограничникам, могут ли они применять физическую силу к нарушителю границы и некоторых других аспектах службы, более подробно нам рассказал Владимир Владимирович ЛОСЕВ, заместитель военного прокурора по надзору за законностью на Государственной границе и в органах пограничной службы Республики Беларусь.

— Для выполнения задач по охране границы и обеспечения пограничной безопасности государства военнослужащим пограничных войск всегда предоставлялось право применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники.

Условия применения насильственных способов охраны границы определяются Законами Республики Беларусь «О статусе военнослужащих», «Об оружии», «О Государственной границе Республики Беларусь», «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Законы РБ «О Государственной границе Республики Беларусь» и «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», принятые в 2008 г., более подробно регламентируют порядок охраны Государственной границы.

Военнослужащим предоставляется право применять насильственные способы только тогда, когда иными способами выполнение возложенных задач не представляется возможным. Их применению должно предшествовать четко выраженное и очевидное для гражданина предупреждение.

Применению оружия и боевой техники должны предшествовать предупредительные выстрелы. Они не делаются, если имеется непосредственная опасность для жизни граждан или могут наступить иные тяжкие последствия.

В случае, если невозможно избежать применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники, военнослужащие обязаны принять все меры для обеспечения безопасности граждан и стремиться причинить наименьший вред их здоровью, чести, достоинству и имуществу, а также принять меры по оказанию пострадавшим медицинской помощи. Допускается применение физической силы для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны и преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих.

Применение специальных средств (резиновой палки, наручников и т.д.) разрешается в случаях:
отражения нападения на военнослужащих и других граждан;

освобождения заложников; отражения нападения на воинские объекты; пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям военнослужащих; для задержания и доставления в служебные помещения органов пограничной службы граждан, которые совершили правонарушения (в том числе административные) или отказываются удостоверить свою личность, если они оказывают неповиновение или сопротивление; для конвоирования и охраны задержанных правонарушителей, если они оказывают неповиновение или сопротивление либо если имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе; для пресечения массовых беспорядков в пределах приграничной территории.

Оружие и боевая техника могут быть применены:

для отражения вооруженного вторжения на территорию Республики Беларусь; для предотвращения попыток угона транспортных средств за пределы Государственной границы; против граждан и транспортных средств, незаконно пересекших (пересекающих) Государственную границу, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не могут быть осуществлены другими средствами; для отражения нападения на военнослужащих и других граждан, когда их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности; для освобождения заложников; для отражения группового или вооруженного нападения на органы пограничной службы и другие воинские объекты; для отражения группового или вооруженного нападения на водные и воздушные суда; в случае совершения гражданином побега из-под стражи, конвоя; при неподчинении законным требованиям военнослужащих немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью военнослужащих или иных граждан. Применение оружия и боевой техники разрешается не только при попытке завладеть оружием военнослужащего, боеприпасами, боевой техникой или специальными средствами, но также в случаях совершения гражданином действий, запрещенных ему военнослужащим и выражающихся даже в попытке приблизиться к военнослужащему ближе указанного им расстояния, прикоснуться к оружию или боевой технике, достать без разрешения что-либо из одежды или ручной клади, либо совершения иных действий, которые могут быть истолкованы военнослужащим как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или других граждан. Сотрудникам органов пограничной службы предоставлено право использовать огнестрельное оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения. Оговорены условия использования оружия в таких целях: если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям военнослужащего об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет гражданин, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление. Запрещается применять оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица; в направлении огнеопасных и взрывоопасных, а также содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ); в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, а также в отношении граждан, незаконно пересекших (пересекающих) Государственную границу, если это произошло (происходит) явно случайно или вследствие несчастного случая либо непреодолимой силы.Применение военнослужащими названных способов охраны границы с превышением их полномочий влечет ответственность, в том числе в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь за превышение власти.

Граждане же, склонные к правонарушениям на Государственной границе, должны знать вышеуказанные требования законодательства и понимать, что военнослужащими органов пограничной службы Республики Беларусь при наличии оснований к ним могут быть на законных основаниях применены спецсредства, физическая сила или оружие.

Источник: http://www.loevkraj.by/2009/04/Kogda-primenyayutsya-fizicheskaya-sila-specsredstva-i-oruzhie/

Пограничники охотятся на людей

Применение оружия сотрудниками пограничных органов

Имеют ли право защитники рубежей нашей Родины стрелять в безоружных граждан? На какое расстояние от границы (в глубь территории РФ) распространяются полномочия ее охранителей? Такие вопросы и ряд других были поставлены перед руководством…

Имеют ли право защитники рубежей нашей Родины стрелять в безоружных граждан? На какое расстояние от границы (в глубь территории РФ) распространяются полномочия ее охранителей? Такие вопросы и ряд других были поставлены перед руководством пограничного ведомства в публикации «Пограничники устроили джип-сафари» (см. «Новую» от 19.03.2010).

Напомним, в ней рассказывалось о том, как бойцы одной из застав в Исилькульском районе Омской области, граничащей с Казахстаном, преследуют «нарушителей границы» вдалеке от нее (иногда за 18—20 км), открывая огонь по джипам, после чего конфискуют их.

Один из них, с 32 пулевыми отверстиями, обстрелянный год назад, до сих пор стоит на заставе.

А его владелец, 37-летний Владислав Николаев, перенесший после ранения (одна из пуль раздробила позвонок и выбила два других) 4 операции, продолжает бороться за жизнь.

Иногда пограничники забирают джипы без единого выстрела. Попытки вернуть изъятое в судебном порядке ни одному исилькульцу пока что не удались.

О том, что эти автомобили пересекали границу, свидетельствуют только командование и бойцы погранзаставы. И только их показания принимают суды во внимание.

Напомним также, что никакой контрабанды и вообще ничего, что можно квалифицировать как товар, в конфискованных джипах не обнаружено.

Поскольку еще до выхода публикации в свет Пограничное управление ФСБ по Омской области отказалось отвечать на наши вопросы, мы отправили запрос на имя директора ФСБ РФ Александра Бортникова, переадресованный им в департамент пограничной охраны. Первый заместитель руководителя этого подразделения А.

Забродин прислал нам ответ, начинающийся со слов: «По существу заданных вопросов сообщаем следующее…» Далее следует 5 пунктов (столько вопросов и было задано), но «существо» в большинстве из них как раз отсутствует, на наш взгляд. Поэтому считаем необходимым прокомментировать каждый в отдельности.

«1. О любом факте применения оружия сотрудниками пограничных органов в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации немедленно докладывается в Пограничную службу ФСБ России, а также информируется военная прокуратура. По всем фактам применения оружия проводятся разбирательства».

Выходит, федеральная Погранслужба в курсе, что на заставе «Украинка» время от времени пограничники стреляют в мирных людей. Как следует из второго пункта ответа, «оружие в отношении граждан Николаева В.Л., Демина А.В. и Карева В.В.

было применено в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730 «О Государственной границе Российской Федерации».

В связи с пересечением ими государственной границы в нарушение установленных Законом правил, когда прекращение нарушения и их задержание невозможно было осуществить другими средствами».

Г-н Забродин, как и районный суд, верит на слово служащим погранзаставы.

Свидетельства пострадавших и их односельчан (к примеру, учителя из села Кудряевка Анатолия Попова, утверждающего, что Николаев и его приятель Вагапов приехали к нему домой, что в 5 км от границы, из Исилькуля и поехали обратно в сторону от нее) ни судом, ни Пограничной службой ФСБ не учитываются. Отсутствие мотивации в действиях «нарушителей» (какой смысл им был так отчаянно убегать от погранотряда, если ничего криминального в их машинах при обыске не нашли?) также не берется в расчет.

Но если даже предположить, что только пограничники говорят правду (а все остальные свидетели лжесвидетельствуют), неясным остается, что заставило их вести огонь на поражение (по словам потерпевших, без предупреждения): почему стреляли по людям, а не по колесам (как предписывает им, по нашим сведениям, внутренняя инструкция), ведь никто из этих людей не оказывал и не мог оказать им вооруженного сопротивления?

Далее: «Военной прокуратурой Омского гарнизона применение оружия пограничным нарядом было признано правомерным». Аргумент во всех смыслах убийственный: если бы дело обстояло действительно так, то, пожалуй, из этого следовало бы, что прокуратура выдает пограничникам санкцию на отстрел, без особого разбора, российских граждан.

Но это не совсем так. Возможно, А. Забродин не знает того, что известного нам: 15 апреля с. г. военный следственный отдел по Омскому гарнизону возбудил уголовное дело по факту обстрела внедорожника Владислава Николаева в связи с «нарушением правил несения пограничной службы», ст.

341 УК РФ (подробностей пока сообщить не можем, поскольку допросы еще не начались).

Вот еще одно примечательное место в ответе: «В отношении гражданина Вагапова К.Р. оружие не применялось».

Значит, пограничники вели прицельный огонь по сидевшему за рулем Николаеву? А Вагапов, ехавший рядом с ним, не догадывался в тот момент, что пули адресованы не ему.

Если бы знал, то, возможно, не стал бы сползать под сиденье и выпрыгивать из машины. Но это незнание могло ему дорого обойтись: в автомобиле, изъятом погранзаставой, где он до сих пор и стоит, — 32 пулевых отверстия.

«3. В 2009 году в отношении сотрудников пограничных органов при исполнении ими обязанностей по охране государственной границы Российской Федерации имело место более 10 случаев противоправных действий, в том числе: с применением оружия, взрывных устройств, подручных средств, транспортных средств и физической силы. В результате один сотрудник погиб».

Г-н Забродин, похоже, невнимательно прочитал наш вопрос.

Мы спрашивали о том, сколько случаев нападения на стражей границы (и с какими последствиями для них и для нападавших) было зафиксировано в 2009 году в Исилькульском районе, где пограничники довольно часто стреляют в людей: нам важно было узнать, какой степени риска подвергаются они сами.

При всем уважении к погибшему сотруднику ПС, статистика в целом по стране, приведенная первым замом руководителя департамента пограничной охраны, свидетельствует о том, что рискуют они значительно меньше, чем, например, водители в Омской области, оказавшиеся поблизости от границы.

«4. Конфискация имущества, в том числе транспортных средств, в компетенцию пограничных органов не входит».

Коротко, но не ясно: почему в таком случае джип Владислава Николаева стоит до сих пор на территории погранзаставы? Мы спрашивали о том, сколько было изъято автомобилей у исилькульцев, задержанных пограничниками, и о судебных решениях, определивших судьбу этой собственности. Как следует из ответа, пограничное ведомство не знает, сколько оно изымает машин, и не интересуется тем, насколько законно оно это делает.

И последнее. Вопрос: «На какое расстояние от границы в глубь российской территории распространяется «зона ответственности» сотрудников Пограничного управления ФСБ России по Омской области?» Ответ, признаться, нас поразил.

«5. Согласно статье 3 Закона, деятельность по защите и охране Государственной границы РФ осуществляется в пределах приграничной территории, к которой относятся пограничная зона… а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон и другие, прилегающие к приграничной зоне».

Вот, оказывается, как далеко простирается ответственность пограничников. Какой смысл тогда эту зону обозначать, если к ней относятся и все, что «а также»?

Но и это еще не все. В следующем абзаце ответа горизонты ответственности расширяются. «При реализации полномочий, определенных статьей 30 Закона, пограничные органы могут использовать предоставленные им права и за пределами, установленными частью второй названной статьи».

«Таким образом, — заключает Забродин, — Пограничное управление ФСБ России по Омской области может реализовать свои полномочия в пределах всей Омской области, а при проведении пограничных поисков и операций — и за ее пределами».

То есть если вы живете в Калининграде или, к примеру, в Хабаровске, омские пограничники могут вас настигнуть и там, предъявив обвинение в пересечении границы с Республикой Казахстан. Возможно, вы ее когда-то пересекали, может, и нет.

Это не имеет значения, поскольку у пограничников есть свидетели, которые тоже являются пограничниками, и, как показывает судебная практика (по крайней мере в Исилькульском суде), свидетельства их имеют решающее значение.

Обычному гражданину России не доказать своей правоты.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2010/05/24/3252-pogranichniki-ohotyatsya-na-lyudey

Закон РБ О Государственной границе Республики БеларусьСтатья 52. Применение оружия, боевой техники, использование оружия при выполнении задач по охране Государственной границы

Применение оружия сотрудниками пограничных органов

Военнослужащие, должностные лица таможенных органов, сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану Государственной границы, применяют оружие, боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Республики Беларусь, предотвращения попыток угона за пределы Государственной границы транспортных средств.

Оружие, боевая техника могут применяться также:

для задержания физических лиц и остановки транспортных средств, незаконно пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу, в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не могут быть осуществлены другими средствами;

для задержания физических лиц и остановки транспортных средств, двигающихся в пределах пограничной зоны и (или) пограничной полосы вне автомобильных дорог Республики Беларусь, в случае неповиновения законным требованиям военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел об остановке, когда задержание физических лиц и остановка транспортных средств не могут быть осуществлены другими средствами;

для отражения нападения на военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел, иных физических лиц, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

для освобождения заложников;

для отражения группового или вооруженного нападения на объекты органов пограничной службы, таможенных органов, органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, участвующих в охране Государственной границы;

для отражения группового или вооруженного нападения на водные и воздушные суда;

при совершении действия, непосредственно направленного на насильственное завладение находящимися у военнослужащего, должностного лица таможенного органа, сотрудника органов внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой техникой или специальными средствами;

при совершении физическим лицом побега из-под стражи, конвоя;

при неповиновении законным требованиям военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел, иных физических лиц.

Совершение физическим лицом действий, запрещенных ему военнослужащим, должностным лицом таможенного органа, сотрудником органов внутренних дел и выражающихся в попытке приблизиться к военнослужащему, должностному лицу таможенного органа, сотруднику органов внутренних дел ближе указанного ими расстояния, прикоснуться к оружию или боевой технике, достать без разрешения что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы военнослужащим, должностным лицом таможенного органа, сотрудником органов внутренних дел как угроза применения насилия, опасного для их жизни или здоровья, жизни или здоровья иных физических лиц, предоставляет военнослужащему, должностному лицу таможенного органа, сотруднику органов внутренних дел право применить оружие, боевую технику в соответствии с настоящим Законом.

Военнослужащие, должностные лица таможенных органов, сотрудники органов внутренних дел имеют право использовать оружие для:

обезвреживания животных, угрожающих жизни или здоровью военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел, иных физических лиц;

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям военнослужащего, должностного лица таможенного органа, сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства, а также в случаях, если его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью военнослужащего, должностного лица таможенного органа, сотрудника органов внутренних дел, иных физических лиц либо если имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет физическое лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Военнослужащие, должностные лица таможенных органов, сотрудники органов внутренних дел имеют право на применение оружия, боевой техники, использование оружия при охране Государственной границы также в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Запрещается применять оружие, боевую технику, использовать оружие:

в направлении значительного скопления людей, когда от этого могут пострадать посторонние физические лица;

в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ;

в отношении женщин, физических лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью военнослужащего, должностного лица таможенного органа, сотрудника органов внутренних дел, иных физических лиц;

в отношении физических лиц, незаконно пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу, если это произошло (происходит) явно случайно или вследствие несчастного случая либо непреодолимой силы;

в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Источник: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_gosudarstvennoj_granitse_respubliki_belarus/52.htm

ПраваВласть
Добавить комментарий