Применение оружия пограничными нарядами

Применение оружия сотрудниками пограничных органов

Применение оружия пограничными нарядами

Однако случаи, указанные в нормативных актах, регламентирующих использование оружия предполагают, что при использовании огнестрельного оружия выстрел из него производится для повреждения транспортного средства, поражения животного, предупреждения о намерении использовать поражающие свойства огнестрельного оружия.

В данном параграфе мы подробно рассмотрели правовые основы применения оружия сотрудниками ФСБ России, показали что данный вопрос регулируется как на уровне законодательных актов, так и на уровне подзаконных нормативных правовых актов. Также мы привели примеры основ правового регулирования данной проблемы и кратко охарактеризовали данные акты.

Порядок применения оружия сотрудниками пограничных органов

Как видно из приведенных примеров, одни и те же случае, требующие «употребления» оружия, предусматривают различные действия с оружием: и применения, и использования.

В подзаконных актах, принимаемых во исполнение закона органами исполнительной власти, в том числе и Федеральной службой безопасности Российской Федерации разброс употребляемых значений еще шире.

Использование оружия, также как и применение, в техническом отношении представляет собой производство выстрела из огнестрельного оружия, и в этом смысле данные термины можно рассматривать как синонимы.

Правовые основы применения оружия сотрудниками пограничных органов

Применение специальных средств

Применение оружия пограничными нарядами

Учебные вопросы:

Применение оружия, боевой техники и специальных средств

Применение оружия и боевой техники без предупреждения

Применение специальных средств

Правовой основой применения пограничными нарядами оружия, боевой техники, специальных средств, физической силы и служебных собак при выполнении возложенных на них обязанностей являются Закон «О государственной границе Российской Федерации», Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Временный Устав Пограничных войск Российской Федерации, части 1,2,3.

Так, например, Правил предусматривают в качестве оснований применения оружия и производства предупредительных выстрелов, следующие случаи;

противодействия законным требованиями о соблюдении установленных правил режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу и обеспечения собственной безопасности;

задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление:

незаконного изменения прохождения линии Государственной границы на местности.

Важную роль, в признании действий представителей власти, а именно сотрудников Федеральной службы безопасности, применяющих оружие правомерными независимо от противоправных общественно опасных действий физического лица, угрожающего поведения животного, то есть, являющиеся внешними по отношению к конфликту, образуют условия применения оружия.

Существуют две группы условий.

Применение оружия сотрудниками пограничных органов фсб

Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает:

а) в составе пограничного наряда — старший пограничного наряда либо самостоятельно сотрудники в зависимости от сложившейся обстановки;

б) на пограничном корабле (на борту летательного аппарата) -командир пограничного корабля (летательного аппарата);

в) на патрульном судне — командир осмотровой группы;

г) при нахождении на судне-нарушителе сотрудника, пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, — старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, либо сотрудник самостоятельно в зависимости от сложившейся обстановки.

14.

Применение оружия сотрудниками пограничных органов фсб россии

Внимание Приказ о применении оружия на поражение пограничным кораблем (летательным аппаратом) должен быть доведен до командира пограничного корабля (летательного аппарата) в установленном порядке.

27.

Начальник пограничного органа или лицо, исполняющее его обязанности, принимает решение о применении сотрудниками оружия и боевой техники по захваченному на земле и предполагаемому к угону воздушному судну после получения информации об отсутствии на его борту пассажиров, поступившей от эксплуатанта воздушного судна и (или) диспетчерской службы аэропортов (аэродромов), обеспечивающей посадку и вылет.

28.

Источник: https://strahovka-doma.ru/primenenie-oruzhiya-sotrudnikami-pogranichnyh-organov

Законодательная база Российской Федерации

Применение оружия пограничными нарядами

  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.01.98 N 20 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ И БОЕВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ И БОЕВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.

Настоящий Порядок регулирует применение оружия и боевой техники (оружие военных кораблей, летательных аппаратов, автобронетанковой техники) военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее именуются – военнослужащие), выполняющими задачи по защите государственной границы Российской Федерации на суше, море, реках, озерах, иных водоемах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах приграничной территории.

2. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, определенными статьей 35 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации”.

3. Военнослужащие применяют оружие и боевую технику по решению соответствующих командиров (начальников) или старших, а также самостоятельно при выполнении задач по защите государственной границы Российской Федерации (далее именуется – государственная граница) при нахождении в составе пограничных нарядов, осмотровых групп, расчетов, экипажей, подразделений, воинских частей и соединений.

4. Командир военного корабля или летательного аппарата перед применением оружия на поражение обязан:

подать судну, нарушившему общепризнанные принципы и нормы международного права или правила плавания (пребывания) в водах Российской Федерации (далее именуется – судно-нарушитель), принятые в международной практике сигналы с требованием остановиться (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы);

предупредить в процессе преследования судно-нарушитель путем подачи принятых в международной практике сигналов (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы) о применении оружия против судна в случае, если оно не выполнит требование остановиться;

произвести в случае неподчинения предупредительные выстрелы. При этом должны быть приняты меры по недопущению попадания в судно-нарушитель и находящиеся в этом районе другие суда и летательные аппараты. Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает командир военного корабля или летательного аппарата;

убедиться в том, что, несмотря на поданные сигналы и предупредительные выстрелы, судно-нарушитель не выполняет требования остановиться и пытается скрыться.

О производстве предупредительных выстрелов и действиях судна-нарушителя командир военного корабля или летательного аппарата незамедлительно докладывает непосредственному начальнику.

Решение о применении оружия на поражение против судна-нарушителя принимает командир военного корабля, летательного аппарата или его непосредственный (прямой) начальник.

Применение оружия на поражение базирующимися на военном корабле вертолетами производится по решению командира военного корабля.

5.

Оружие летательных аппаратов Федеральной пограничной службы Российской Федерации, выполняющих задачи по защите государственной границы, при их нахождении в составе дежурных сил и средств противовоздушной обороны может применяться по низколетящим и малоскоростным целям (легкомоторные самолеты и вертолеты, дельтапланы, воздушные шары и т.п.) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 977 “О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4982).

6.

За пределами территориального моря Российской Федерации оружие военных кораблей и летательных аппаратов может применяться против судна-нарушителя до захода этого судна в территориальное море своего или третьего государства, если преследование было начато в водах Российской Федерации после подачи принятых в международной практике сигналов с требованием остановиться (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы), велось непрерывно и исчерпаны другие меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания судна.

7. При применении оружия и боевой техники должны приниматься меры по недопущению попадания пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации и пресечения вооруженных провокаций на государственной границе.

Оружие и боевая техника не применяются, если не обеспечиваются меры по недопущению попадания в находящиеся в этом районе другие суда и летательные аппараты или если в результате их применения могут пострадать посторонние лица.

8. Уполномоченные должностные лица Федеральной пограничной службы Российской Федерации незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают:

в Министерство иностранных дел Российской Федерации о каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против иностранных судов-нарушителей;

в соответствующий орган прокуратуры о каждом случае применения оружия и боевой техники, повлекшем ранение или гибель людей.

9. Военнослужащие органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации за нарушение настоящего Порядка несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.01.98 N 20 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ И БОЕВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/152852

Постановление Совета Министров Республики Беларусь №435 от 06.07.1993

Применение оружия пограничными нарядами

(Документ утратил силу)

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

6 июля 1993 г. N 435

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке применения оружия, боевой техники и специальных средств при охране Государственной границы Республики Беларусь (прилагается).

2. Настоящее постановление ввести в действие через 10 дней со дня его опубликования.

Председатель Совета Министров

Республики Беларусь В.Кебич

Управляющий Делами Совета

Министров Республики Беларусь Н.Кавко

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ, БОЕВОЙ

ТЕХНИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИ

ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Настоящим Положением определяется порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств военнослужащими Пограничных войск и Вооруженных Сил Республики Беларусь при выполнении задач по охране Государственной границы Республики Беларусь.

2. Пограничные войска при выполнении задач по охране Государственной границы Республики Беларусь применяют оружие, боевую технику:

2.1. для отражения вооруженного нападения и вторжения на территорию республики;

2.2. для прекращения вооруженных провокаций на Государственной границе Республики Беларусь;

2.3. для предотвращения угона принадлежащих Республике Беларусь воздушных судов без пассажиров на борту;

2.4. против нарушителей Государственной границы Республики Беларусь в ответ на применение ими силы либо в случаях, если прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено иным способом.

Порядок применения оружия в случаях отражения вооруженного нападения на караулы, помещения и сооружения Пограничных войск, прекращения попыток овладения оружием и военной техникой, защиты военнослужащих и лиц, выполняющих служебные обязанности по охране Государственной границы Республики Беларусь, если их жизни угрожает опасность, обезвреживания животных, угрожающих жизни людей, а также подачи сигнала тревоги или вызова помощи определяется законодательством.

3. Пограничные войска имеют право применять специальные средства (браслеты, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной остановки транспорта), боевые приемы борьбы, а также использовать служебных собак:

для прекращения массовых беспорядков на границе;

для задержания и конвоирования нарушителей государственной границы;

для отражения группового невооруженного нападения на любой объект Пограничных войск;

для прекращения неподчинения либо сопротивления законным требованиям военнослужащих Пограничных войск, выполняющих обязанности по охране государственной границы.

4. Пограничным войскам запрещается применение оружия и специальных средств:

в отношении лиц, нарушивших государственную границу и при их задержании пытающихся вернуться обратно, в случае, если они не оказывают вооруженного сопротивления;

в отношении лиц, нарушивших государственную границу на виду у пограничников, если эти нарушения происходят явно случайно либо в связи с проведением возле государственной границы сельскохозяйственных и иных работ;

при попытке к бегству лиц, задержанных за нарушение пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;

в отношении иностранных невоенных судов и военных плавсредств, ведущих промысловую деятельность во внутренних водах Республики Беларусь и нарушивших порядок захода, нахождения в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер или иных водоемов, в случаях, если они не оказывают вооруженного сопротивления;

в отношении автотранспортных средств, направляющихся по дорогам пограничной зоны и не выполняющих требований Пограничных войск об обстановке, в случае, если они не оказывают вооруженного сопротивления;

в отношении животных, переходящих государственную границу.

5.

При оказании содействия Пограничным войскам в отражении вооруженного нападения на территорию Республики Беларусь, прекращении вооруженных провокаций на государственной границе, а также в отношении воздушных судов и иных летательных аппаратов, иностранных военных плавсредств, нарушивших государственную границу, военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь применяют лично либо в составе подразделения оружие, боевую технику в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

6. При применении оружия недопустимо, чтобы пули и снаряды перелетали на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного нападения и вторжения на территорию Республики Беларусь, прекращения вооруженных провокаций и столкновений с вооруженными нарушителями государственной границы.

7. Лица, незаконно применившие оружие, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Источник: http://pravo.newsby.org/belarus/postanovsm13/sovm938.htm

Применение оружия пограничными нарядами

Применение оружия пограничными нарядами

ВУПВ ч-1).

Пограничные наряды при несении службы по охране и защите Государственной границы используют следующие вооружения и технику: средства наблюдения и освещения местности; автомобильную и бронетанковую технику (машины); пограничные катера и иные плавсредства; средства связи; сигнализационные средства и специальные технические средства пограничного контроля. При выполнении отдельных задач пограничные наряды могут нести службу на вертолетах (самолетах) (ст. 24 ВУПВ ч-3).

Оружие пограничных нарядов включает: стрелковое оружие (пистолеты, винтовки, автоматы, пулеметы и другое оружие), боеприпасы, холодное оружие.

Оружие используется для ведения боя при отражении вооруженного вторжения, против нарушителей границы на суше, воде и воздухе, меры пресечения противоправных действий, а также для подачи сигналов тревоги или вызова помощи и в других, предусмотренных законодательством Российской Федерацию (ст.

Внимание Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, для освобождения заложников.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью военнослужащих и других граждан, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.
Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации.

Применение оружия пограничными нарядами рк

Федеральной пограничной службе Российской Федерации в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением, разработать и утвердить правила производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации при защите государственной границы Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации

В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 года N 20

ПОРЯДОК применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации

1.

Настоящий Порядок регулирует применение оружия и боевой техники (оружие военных кораблей, летательных аппаратов, автобронетанковой техники) военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее именуются — военнослужащие), выполняющими задачи по защите государственной границы Российской Федерации на суше, море, реках, озерах, иных водоемах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах приграничной территории.

2.

Порядок применения оружия пограничными нарядами

Применение специальных средств

Применение оружия пограничными нарядами

Учебные вопросы:

Применение оружия, боевой техники и специальных средств

Применение оружия и боевой техники без предупреждения

Применение специальных средств

Правовой основой применения пограничными нарядами оружия, боевой техники, специальных средств, физической силы и служебных собак при выполнении возложенных на них обязанностей являются Закон «О государственной границе Российской Федерации», Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Временный Устав Пограничных войск Российской Федерации, части 1,2,3. (ст.71 ВУПВ ч-3)

1-й вопрос: Применение оружия, боевой техники

и специальных средств

Осуществляя охрану Государственной границы, органы и войска ФПС применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, предотвращения попыток угона за границу воздушных. Морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров (ст.35 Закона РФ «О Государственной границе», ст.

Применение оружия боевой техники специальных средств пограничными нарядами

Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, определенными статьей 35 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».

3. Военнослужащие применяют оружие и боевую технику по решению соответствующих командиров (начальников) или старших, а также самостоятельно при выполнении задач по защите государственной границы Российской Федерации (далее именуется — государственная граница) при нахождении в составе пограничных нарядов, осмотровых групп, расчетов, экипажей, подразделений, воинских частей и соединений.

4. Командир военного корабля или летательного аппарата перед применением оружия на поражение обязан:

подать судну, нарушившему общепризнанные принципы и нормы международного права или правила плавания (пребывания) в водах Российской Федерации (далее именуется — судно-нарушитель), принятые в международной практике сигналы с требованием остановиться (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы);

предупредить в процессе преследования судно-нарушитель путем подачи принятых в международной практике сигналов (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы) о применении оружия против судна в случае, если оно не выполнит требование остановиться;

произвести в случае неподчинения предупредительные выстрелы.

Запрещается применять специальные средства в отношении: женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления совершения группового или иного нападения угрожающего жизни и здоровью пограничников и других граждан (ст. 84 ВУПВ ч-3).

Во всех случаях применения оружия, боевой техники, специальных средств и служебных собак пограничный отряд: – принимает все необходимые меры к уменьшению возможного ущерба и сохранению человеческой жизни; – проявляют сдержанность в применении и действуют исходя из той законной цели, которая должна быть достигнута; – обеспечивают предоставление первой до врачебной помощи, раненым или пострадавшим лицам (ст. 71 ВУПВ ч-3). Основания (случаи) применения оружия Условия применения оружия Собственно порядок применения оружия Пределы применения оружия Те обстоятельства, с возникновением которых законодатель полагает возможным применение оружия, трактуются как случаи (основания) применения оружия.

– для обнаружения на объектах транспортных средствах и грузах, предметов и материалов, запрещенных для перемещения за границу.

Наручники или подручные средства для связывания применяются:

– для пресечения оказываемого наряду сопротивления;

– для доставления задерживаемых в подразделения пограничных войск;

– для конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному задержанию, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег, либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие пограничному наряду.

При применении специальных средств, физической силы и служебных собак, военнослужащие обязаны:

– предупреждать о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований пограничников, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств, физической силы и служебных собак создают непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и пограничников, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

– стремиться, чтобы любой ущерб, применяемый при этом был минимальный;

– обеспечить лицам, получившим телесные повреждения предоставление до врачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников (ст.

Применение оружия пограничными нарядами без предупреждения

При применении оружия и боевой техники должны приниматься меры по недопущению попадания пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации и пресечения вооруженных провокаций на государственной границе.

Оружие и боевая техника не применяются, если не обеспечиваются меры по недопущению попадания в находящиеся в этом районе другие суда и летательные аппараты или если в результате их применения могут пострадать посторонние лица.

8. Уполномоченные должностные лица Федеральной пограничной службы Российской Федерации незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают:

в Министерство иностранных дел Российской Федерации о каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против иностранных судов-нарушителей;

в соответствующий орган прокуратуры о каждом случае применения оружия и боевой техники, повлекшем ранение или гибель людей.

9.

Применение оружия пограничными нарядами статья 35

Оружие и боевая техника применяются против лиц, российских и иностранных морских, речных судов, других транспортных средств, нарушивших установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации правила пересечения государственной границы, правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей в территориальном море, во внутренних морских водах, правовые режимы исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно — нарушители, суда-нарушители).

4. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

5. В случае предотвращения попыток угона за границу воздушного судна без пассажиров оружие и боевая техника применяются сотрудниками, когда воздушное судно находится на земле в пределах территории аэродрома (аэропорта).

6.

Применение оружия пограничными нарядами конспект

Правительство Российской Федерации постановляет:

1.

Утвердить прилагаемые Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г.
Важно N 1208 «Об утверждении Порядка применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами Федеральной пограничной службы Российской Федерации при охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4921);

постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 273);

постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1028 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г.

Источник: https://moirazvitie.ru/primenenie-oruzhiya-pogranichnymi-naryadami

Опасное приграничье: кто расстрелял кыргызстанца?

Применение оружия пограничными нарядами

Иллюстративное фото Вячеслава Оселедко. КПП на кыргызско-узбекской границе

Председатель Государственной пограничной службы КР Уларбек Шаршеев и заместитель председателя пограничных войск Службы государственной безопасности Узбекистана Руслан Мирзаев 9 апреля побывали на месте инцидента в приграничном селе Мамай Аксыйского района Джалал-Абадской области.

Тут 7 апреля узбекскими пограничниками был смертельно ранен гражданин КР Фархад Мырзакулов.

Руководители пограничных служб двух государств заявили, что «применение оружия пограничным нарядами является крайней мерой, поэтому в случае непреднамеренного нарушения госграницы на виду у пограничников применение военнослужащими оружия категорически запрещено».

Сотрудники института омбудсмена КР 8 апреля побывали на месте событий. Со ссылкой на начальника Государственной пограничной службы в Джалал-Абадской области Таалая Кожошева правозащитники сообщают подробности инцидента.

Погибший 34-летний Фархад Мырзакулов 7 апреля в 07.30 утра возвращался домой. По семейным делам он гостил у родной тети с маминой стороны Дилорам Бакиевой, которая проживает на территории Узбекистана.

Очень важная деталь: условной границей между двумя государствами в этой местности служит самый обычный арык, который протекает по сельской улице. Таких «пограничных линий» на юге страны немало. Условная пограничная линия то и дело проходит по арыкам, огородам, садам, сараям и домам жителей, живущих в приграничной зоне.

Фархад уже возвращался домой, просто перешагнув этот арык. В этот момент его догнали узбекские пограничники. Один из них выстрелил в него, уже на территории Кыргызстана, и собирался оттащить смертельно раненого человека на территорию Узбекистана. Пуля попала прямо в голову кыргызстанца.

Тетя Фархада, увидев, как волокут тело ее племянника, стала звать на помощь людей. На ее крики прибежали двое кыргызстанцев. Пограничники соседней страны пригрозили им оружием и потребовали не вмешиваться. Но, увидев, что свидетелей становится все больше, бросили тело Фархада и убежали.

Его не удалось спасти, мужчина умер в местной больнице.

Сразу же после этого инцидента Государственная пограничная служба КР распространила срочное сообщение, в котором говорилось, что оружие в отношении гражданина КР Мырзакулова было применено на территории Кыргызстана.

На месте инцидента кыргызскими пограничниками были обнаружены 2 гильзы и одна пуля. По данному факту РОВД Аксыйского района возбудило уголовное дело.

В свою очередь узбекская сторона представила свою версию событий. Пресс-служба пограничных войск СГБ Узбекистана сообщает, что инцидент произошел якобы на территории приграничного села Мамай Янгикурганского района Наманганской области.

По их данным, «военнослужащие пограничных войск Узбекистана были вынуждены принять меры по задержанию нарушителя границы из Кыргызстана, который не подчинился требованиям остановиться и проигнорировал предупредительные выстрелы в воздух, после чего скрылся на территории соседней страны».

А вот что пишут кыргызстанцы, проживающие как раз в этой приграничной зоне. «Официальный пункт пропуска Баймак находится в 55 км от Кербена.

Чтобы попасть в соседние узбекские села Мамай, Нанай, которые находятся в пяти-семи километрах от Кербена, а также в соседнее село Хазретишах, которое находится в 10 км от Кербена, нам приходится ехать час в Баймак и почти такое же расстояние преодолевать внутри Узбекистана. Очень нелогично.

А село Мамай – это вообще абсурд. Сосед напротив живет на территории Узбекистана. Дорога общая, перешагнешь арык – попадешь в соседнее государство. Годами соседи, родственники не могут посещать друг друга. Их разделяет сельская дорога в три-четыре метра и хмурые пограничники. Бывает, и огородами соседствуют.

Очень сложно жить в Мамае. Чуть дальше есть узбекское село Устукан. Знаю человека, чей сын живет в селе Заркент. И вот этот сын раньше ездил в Кадамжай (Баткенская область. – Прим. ред.), преодолевал сотни километров, чтобы навестить отца. А их дома напротив друг друга. Но ходить нельзя.

Когда все это решится? Примите быстрее меры по решению вопроса пересечения границ», – написал после этого инцидента в своем блоге житель приграничного города Кербен в Джалал-Абадской области Адылжан Шамшиев.

На фото В. Оселедко: Чтобы повидаться с родственниками, живущими через несколько метров, некоторым гражданам Кыргызстана приходится преодолевать путь в пару сотен километров.

Точно такая же ситуация имела место в соседнем Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области 27 января. Тогда в пять часов вечера двое пограничников из Узбекистана вторглись на нашу территорию в районе местности Ажек и без объяснений выстрелили в левое бедро кыргызстанца Усенбаева, а потом раненого поволокли на территорию Узбекистана.

Только спустя несколько дней, 31 января, гражданин КР был возвращен домой. Все это время он получал лечение в Чустской районной больнице Наманганской области Узбекистана. По словам кыргызских врачей, пострадавшему Усенбаеву предстоят более трех операций и долгая реабилитация, потому что в результате ранения у него полностью раздроблена кость левого бедра.

https://www.youtube.com/watch?v=eBr1hMQTpts

Уполномоченный по правам человека КР Кубат Оторбаев заявил, что Усенбаев до сих пор не получил никакой компенсации со стороны узбекских или местных властей, несмотря на то, что соответствующие письма институт омбудсмена еще в начале февраля направил в администрацию президента КР, аппарат правительства КР и Генеральную прокуратуру КР. Омбудсмен Оторбаев, комментируя эти два случая в приграничной зоне, подчеркнул, что они находятся на его личном контроле.

Первый заместитель председателя Государственной пограничной службы КР Кубатбек Жээнбаев в интервью журналистам сообщил, что согласно подписанному в 2010 году протоколу между пограничными ведомствами двух государств, военнослужащие не должны применять оружие, если нет никакой угрозы их жизни.

По данному случаю создана совместная рабочая группа, в которую вошли представители Государственной пограничной службы КР по Джалал-Абадской области, Главного управления пограничными войсками Узбекистана по Восточному направлению, а также главы районных государственных администраций, правоохранительных органов, прокуратуры и регистрационных (кадастровых) служб приграничных территорий.

Наверное, стоит сказать, что этот пограничный инцидент произошел на фоне заметного потепления межгосударственных отношений между Узбекистаном и Кыргызстаном. Впервые за много лет пограничники двух стран стали решать накопившиеся вопросы.

В конце апреля стороны договорились провести расширенное заседание пограничных служб двух государств, где пограничники обсудят эти инциденты тоже. А по итогам рабочей встречи в Заркенте 9 апреля руководители пограничных служб пришли к мнению, что «отдельные протокольные решения выполняются не в полном объеме и требуют доработки с учетом нового уровня кыргызско-узбекских отношений».

Ответят ли узбекские пограничники за это жестокое и бессмысленное убийство? Вопрос пока виснет в воздухе. Когда прекратятся подобные инциденты? Общая протяженность кыргызско-узбекской границы составляет 1 378 километров, из которых несогласованными остаются 324 километра, которые в большинстве в своем проходят по густонаселенным пунктам.

Из-за неопределенного правового статуса приграничных населенных пунктов в Ферганской долине на границе с Таджикистаном и Узбекистаном такие инциденты происходят с заметным постоянством.

В Баткенской области 3 апреля в местности Уч-Добо граждане Таджикистана и Кыргызстана закидали друг друга камнями из-за строительства забора в такой зоне.

Пока не полыхнуло, надо решать эти вопросы в срочном порядке. Главное – успеть.

Алмаз Исманов

Источник: http://www.nlkg.kg/ru/society/at-gunpoint/opasnoe-prigraniche-kto-rasstrelyal-kyrgyzstanca

Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники по воздушным судам-нарушителям воздушного пространства Республики Казахстан

Применение оружия пограничными нарядами

      Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 05.05.2018 № 681.

      Подлежит опубликованию

      в республиканской печати

      В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года “Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации” ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила применения оружия и боевой техники по воздушным судам-нарушителям воздушного пространства Республики Казахстан.

      2.

Настоящий Указ вводится в действие во истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

Президент

Республики Казахстан

Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНЫУказом ПрезидентаРеспублики Казахстан

от 25 июля 2013 года № 604

ПРАВИЛАприменения оружия и боевой техники по воздушным судам-нарушителям

воздушного пространства Республики Казахстан

      1. Настоящие Правила регулируют порядок применения оружия и боевой техники в мирное время по воздушным судам-нарушителям воздушного пространства Республики Казахстан (далее – воздушное судно-нарушитель) в случаях создания угрозы безопасности Республики Казахстан, жизни и безопасности людей на ее территории и ее стратегическим объектам.

      2.

К воздушным судам-нарушителям относятся самолеты и вертолеты, в том числе беспилотные летательные аппараты (средства), дистанционно (автоматически) управляемые и неуправляемые, ракеты, аэростаты, воздушные шары, зонды и другие летательные аппараты, совершающие нарушения порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан, предусмотренные пунктом 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан “Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации” (далее – Закон) и пунктом 1 статьи 73 Закона Республики Казахстан “О Государственной границе Республики Казахстан”.

      3. Применение оружия и боевой техники осуществляется дежурными силами и средствами Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан, а при необходимости – силами и средствами других видов Вооруженных Сил Республики Казахстан.

      Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан применяет оружие и боевую технику по беспилотным летательным аппаратам или иным дистанционно (автоматически) управляемым и неуправляемым воздушным судам, летательным аппаратам (средствам) без экипажа и пассажиров в зоне их досягаемости при охране Государственной границы Республики Казахстан для принятия мер по прекращению незаконного пересечения Государственной границы Республики Казахстан.

      4. Решение о применении оружия и боевой техники на поражение воздушного судна-нарушителя в Вооруженных Силах Республики Казахстан принимается Министром обороны Республики Казахстан, начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан или должностными лицами, уполномоченными Министром обороны Республики Казахстан.

      Решение о применении оружия и боевой техники на поражение в отношении беспилотных летательных аппаратов или иных дистанционно (автоматически) управляемых летательных средств без экипажа и пассажиров, осуществляющих несогласованные полеты в пограничном пространстве, принимается начальником пограничной заставы или лицом, временно его замещающим (начальником отделения, поста, командиром военного или пограничного корабля (катера), командиром самолета или вертолета, старшим пограничного наряда, часовым заставы, дежурным по пограничной заставе, комендатуре), в пограничном пространстве или на морском участке в зоне территориального моря Республики Казахстан и незамедлительно докладывается об этом на вышестоящий пункт управления.

      5.

При совершении воздушным судном-нарушителем действий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, экипажи перехватывающих воздушных судов для прекращения нарушения порядка использования воздушного пространства перед применением оружия на поражение предупреждают об этом экипаж воздушного судна-нарушителя подачей установленных сигналов. После отказа воздушного судна-нарушителя подчиниться требованиям о прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства производятся предупредительные выстрелы.

      Решение о производстве предупредительных выстрелов принимается: начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан, главнокомандующим Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан (начальником главного штаба Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан), оперативным дежурным главного командного пункта Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан с немедленным докладом на Центральный командный пункт Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан.

      В случае дальнейшего неподчинения в отношении воздушного судна-нарушителя оружие и боевая техника применяются на поражение.

      6.

При наличии достоверной информации, что на воздушном судне-нарушителе находятся пассажиры и иные лица, не причастные к нарушению порядка использования воздушного пространства, Вооруженные Силы Республики Казахстан воздерживаются от применения оружия, если дальнейший полет этого воздушного судна-нарушителя не создает угрозу безопасности Республики Казахстан, жизни и безопасности людей и стратегическим объектам на ее территории.

      В случаях невыполнения воздушным судном-нарушителем требований органов управления (обслуживания) воздушным движением и экипажей перехватывающих воздушных судов в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона, если дальнейший полет этого воздушного судна-нарушителя создает явную угрозу безопасности Республики Казахстан, жизни и безопасности людей и стратегическим объектам на ее территории, Вооруженные Силы Республики Казахстан по данному воздушному судну-нарушителю принимают все меры, вплоть до применения оружия и боевой техники на поражение.

      Вооруженные Силы Республики Казахстан применяют оружие и боевую технику по воздушному судну-нарушителю на поражение без предупреждения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 73 Закона Республики Казахстан “О Государственной границе Республики Казахстан”.

      Применение оружия и боевой техники прекращается при выполнении воздушным судном-нарушителем команд пунктов управления и перехватывающих воздушных судов.

      В случае, когда из-за неблагоприятных метеорологических или других условий установить государственную принадлежность и тип воздушного судна-нарушителя не представляется возможным, осуществляется сопровождение воздушного судна-нарушителя перехватывающими самолетами (вертолетами) и радиолокационными средствами принимаются меры для его опознавания в пределах территории Республики Казахстан.

      При наличии указанных обстоятельств оружие и боевая техника на поражение не применяются, если дальнейший полет этого воздушного судна-нарушителя не создает угрозу безопасности Республики Казахстан, жизни и безопасности людей и стратегическим объектам на ее территории.

      7.

В случае невозможности применения оружия и боевой техники на поражение воздушного судна-нарушителя в порядке, определенном пунктом 5 настоящих Правил, уничтожение воздушного судна-нарушителя производится силами и средствами противовоздушной обороны или другими силами и средствами Вооруженных Сил Республики Казахстан, в зоне поражения которых находится воздушное судно-нарушитель, по решению должностных лиц, указанных в пункте 4 настоящих Правил.

      8.

Оружие и боевая техника Вооруженных Сил Республики Казахстан и Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан над территорией Республики Казахстан применяются на поражение без предупреждения по беспилотным летательным аппаратам или иным дистанционно (автоматически) управляемым и неуправляемым воздушным судам, летательным аппаратам (средствам) без экипажа и пассажиров в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 6), 7) пункта 1 статьи 27 Закона.

      9. О каждом случае применения оружия и боевой техники по воздушным судам-нарушителям информируются в течение двенадцати часов органы национальной безопасности и прокуратуры Республики Казахстан.

      Об иностранных воздушных судах-нарушителях и воздушных судах-нарушителях неустановленной государственной принадлежности информируется Министерство иностранных дел Республики Казахстан.

      10. По вопросам обнаружения воздушных судов-нарушителей и применения по ним оружия Министерство обороны Республики Казахстан и Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан организуют оперативное взаимодействие по общим и специально выделенным средствам и каналам связи.

      Первичная информация об обнаружении воздушных судов-нарушителей подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан незамедлительно передается взаимодействующим подразделениям и частям противовоздушной обороны Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан и на Центральный командный пункт Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан по всем доступным каналам связи.

      11. Порядок действий должностных лиц Министерства обороны Республики Казахстан и Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по применению оружия и боевой техники по воздушным судам-нарушителям воздушного пространства Республики Казахстан определяется первыми руководителями государственных органов.

Источник: https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/natsionalnaya_bezopasnost/id-U1300000604/

ПраваВласть
Добавить комментарий