Обязательно положение по соут

Минтруд утвердил типовое положение о системе организации охраны труда

Обязательно положение по соут

Российские работодатели получили от Минтруда Типовое положение о системе управления охраной труда. Документ является справочным и дает лишь общее представление о структуре и основных положениях СУОТ. Чиновники считают, что на его основе организациям будет проще разработать индивидуальные системы.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ Минтруд России приказом от 19 августа 2016 г. № 438н утвердил Типовое положение о системе управления охраной труда в российских организациях. Документ предназначен для работодателей, которые не имеют представления о том, какой должна быть система управления охраной труда (СУОТ).

В положении приведены стандартные требования, которые не избавляют организации от обязанности разработать собственное положение о СУОТ. Сделать это можно как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций и специалистов.

В соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ в каждой организации должна быть система управления охраной труда.

СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которые устанавливают политику и цели в области охраны труда у каждого конкретного работодателя. В СУОТ должны быть определены все процедуры для  достижения этих целей.Действие СУОТ должны распространяться на всей территории организации, все ее здания и сооружения.

Требования являются обязательными для всех работников предприятия, а также  лиц, которые временно находятся на его территории.

Минтруд разработал Типовое положение о системе управления охраной труда для оказания содействия работодателям при создании и обеспечении ими функционирования системы управления охраной труда.

С помощью этого документа работодателям предлагается разработать индивидуальные положения о СУОТ, поскольку в документе определены необходимая структуру и основные положения СУОТ. В частности, в положение о СОУТ у каждого работодателя должен входить раздел о политике в области охраны труда.

По сути такой документ можно считать  декларацией о намерении и гарантированном выполнении работодателем своих обязанностей по охране труда. Такая политика должна быть направлена на сохранения жизни и здоровья работников, соблюдение требований законодательства об условиях труда и его охраны.

Цели работодателей в этой области прямо зависят от сферы деятельности организации и неразрывно связаны с ее спецификой. Именно поэтому чиновники не смогли разработать единый рекомендованный документ для всех организаций. Потому что он бы получился очень объемным и не пригодился бы в полном объеме всем работодателям.

Нормы положения о СУОТ, разработанные индивидуально для конкретной организации, должны распределять обязанности в сфере охраны труда между должностными лицами. Ранее Минтруда уже напоминал работодателям о том, что специалист по охране труда должен быть в каждой организации со штатом от 50 работников. Однако, помимо такого специалиста, структура организации должна быть определена с четом требований по охране труда. Например, Минтруд предлагает производственным компаниям такое деление в целях управления:

  • производственная бригада,
  • производственный участок,
  • производственный цех (структурное подразделение),
  • филиал (обособленное структурное подразделение),
  • служба (совокупность нескольких структурных подразделений),
  • организация в целом.

В зависимости от этих уровней в организации должны быть установлены обязанности в сфере охраны труда. Такие обязанности предусматриваются как для руководителей и должностных лиц, так и для простых работников.

  Например, руководитель, в соответствии с положением о СУОТ должен самостоятельно гарантировать права работников на охрану труда и обеспечивать их соблюдение. В число таких правил обязательно должны входить нормы о режиме труда и отдыха работников, а также о страховании от несчастных случаев на производстве.

В обязанности бригадиров и мастеров или других должностных лиц может входить проверка состояния рабочих мест, инструментов и оборудования, а также инструктаж работников.

В число процедур, которые по мнению Минтруда, должны предусмотреть в своих нормативных документах все работодатели, должны быть мероприятия,по целевой подготовке работников по охране труда, организации и проведению специальной оценки условий труда, управлению профессиональными рисками, а также наблюдению за состоянием здоровья сотрудников. Работодатель должен определить и прописать в документе конкретные виды опасностей для жизни и здоровья работников (механические, электрические, термические и другие) и определить профилактические меры борьбы с ними.

Чиновники отмечают, что в организациях с численностью работников менее 15 человек, структура СУОТ может быть упрощенной. Сокращать разрешается уровни управления охраны труда, однако перечень обязанностей должен сохраняться в полном объеме.  В любое положение, разработанное в организации, обязательно должны входить такие разделы:

  1. политика работодателя в области охраны труда;
  2. распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя;
  3. процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (подготовка работников по охране труда, организация и проведение оценки условий труда, управление профессиональными рисками, наблюдение за состоянием здоровья работников, обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников и др.);
  4. планирование мероприятий по реализации указанных процедур;
  5. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  6. управление документами СУОТ.

Все остальное чиновники оставляют на усмотрение самих работодателей. При этом не следует забывать, что  статьей 5.27.1 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований по охране труда в организациях. Размер штрафа для юридического лица по нормам этой статьи достигает 80 тысяч рублей, а ее руководитель может быть оштрафован в размере до 5 тысяч рублей.

Приказ Минтруда уже зарегистрирован Минюстом и вступит в силу спустя 10 дней после официального опубликования.

Источник: https://ppt.ru/news/137377

Положение о специальной оценке условий труда

Обязательно положение по соут

Специальная оценка условий труда проводится для выявления и улучшения рабочих сред на предприятиях. Данная процедура тщательно описана в Федеральном законе №426, в котором упоминается план ее проведения. Одну из самых главных ролей играет положение о специальной оценке условий труда, которое является внутренней инструкцией.

Общий план документа

Положение о проведении специальной оценки условий труда в целом можно разделить на несколько основных компонентов и глав, которые позволяют максимально быстро выполнить СОУТ:

  • Общие положения процедуры;
  • Перечень терминов и определений, которые используются в документе;
  • Основные этапы выполнения процедуры;
  • Перечень прав и обязанностей всех сторон, которые принимают участие в процедуре;
  • Список заключительных положений;

 Как показывает опыт прошлых годов, в качестве основы для создания данного типа документов рекомендуется использовать пример, который был упомянут в разделе IПравил подготовки нормативных правовых актов.

Выбрав данный способ, работодатель сможет сэкономить значительное количество времени для завершения процедуры.

Кроме того, это не позволит допустить ошибок, которые в будущем смогут привести к проблемам с контролирующими органами.

Перечень общих положений

  Данный раздел носит общую информацию о проведении специальной оценке условий труда в установленном порядке. Так, например, в данной части документа может быть указано, что СОУТ будут подвергаться рабочие места в школе или ином учебном учреждении.

  Например, общее положение о проведении специальной оценке условий труда может принимать следующий вид:

 Не стоит забывать, что нередко путаница возникает между сторонами проверки из-за непониманий тех или иных требований. Именно для избегания подобных недоразумений создают раздел со всеми терминами, понятиями и определениями при выполнении процедуры СОУТ. Данный раздел может принимать следующий вид:

 В следующей части положения о проведении СОУТ указывают этапы ее проведения. Этот шаг позволяет документально закрепить основной перечень необходимых работ, которые не позволят Вам пропустить что-либо важное.

Итак, в этом документе указывают чаще всего следующие этапы:

  • Мероприятия для подготовки к СОУТ:
    • Создание приказа о сборе комиссии;
    • Составление графика работы членов комиссии;
    • Создание перечня рабочих мест, в отношении которых должна проводиться проверка;
    • Определение организации, которая будет ответственно за проведение СОУТ;
  • Проведение специальной оценки условий труда:
    • Выявление факторов рабочей среды, которые могут представлять опасность для сотрудников;
    • Проведение качественной и количественной оценки опасных факторов;
    • Мероприятия для классификации выявленных факторов;
    • Подготовка рабочей документации и итоговых отчетов;
  • Итоговые мероприятия:
    • Утверждение отчетных актов;
    • Уведомление сотрудников о результатах проведенной проверки;
    • Декларирование полученных данных;
    • Публичное размещение результатов оценки;
  • Применение полученных результатов:
    • Проведение плановых медицинских осмотров для контроля состояния здоровья сотрудников предприятия;
    • Введение в активную эксплуатацию современных средств защиты (индивидуальной и/или коллективной);
    • Введение финансовых компенсаций для сотрудников согласно условиям труда;

 Как было упомянуто ранее, положение о проведении специальной оценки условий труда не обязательно к созданию, поэтому из вышеупомянутого списка в итоговую версию документа можно ввести лишь базовую версию графика проведения СОУТ.

 В целом, пункт с этапами проведения специальной оценки условий труда может иметь следующий вид:

Указание прав и обязанностей ответственных лиц

 В данном пункте указывается список обязанностей и сферы ответственности ответственных лиц, которые являются членами контролирующей комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Кроме того, в данном разделе в обязательном порядке указываются права тех лиц, в отношении рабочих мест которых проводят СОУТ.

 В качестве перечня прав и обязанностей возможно лишь приведение ссылки на соответствующую статью Федерального закона №426 «О проведении специальной оценки условий труда». Помните, что отсутствие данного пункта может вызвать немало вопросов у контролирующих органов, поэтому недопустимо им пренебрегать.

 Данная часть положения о СОУТ может выглядеть одним из следующих образов:

 Заключительная часть должна содержать общие данные о временных сроках проведения СОУТ и действия его результатов, правилах хранения используемых документов, методах решения различных конфликтных ситуаций и т.д.

 Обычно ответственность за разработку положения о проведении специальной оценке условий труда ложится на специалиста по охране труда. Если в штате компании подобного лица попросту нет (а такое случается особенно часто на малых предприятиях), то его разработкой занимаются специалисты отдела кадров, любые иные сотрудники, которые назначаются работодателем.

 Руководящее должностное лицо или работодатель обязаны утвердить данный документ, а затем сделать его доступным для всех сотрудников предприятия. Этот шаг можно сделать, разместив документ на стендовых досках или в сети Интернет.Все это позволит выполнить специальную оценку условий труда максимально быстро и качественно.

Источник: https://kubts.ru/d0-bf-d0-be-d0-bb-d0-be-d0-b6-d0-b5-d0-bd-d0-b8-d0-b5-d0-be-d1-81-d0-bf-d0-b5-d1-86-d0-b8-d0-b0-d0-bb-d1-8c-d0-bd-d0-be-d0-b9-d0-be-d1-86-d0-b5-d0-bd-d0-ba-d0-b5-d1-83-d1-81-d0-bb-d0-be-d0-b2/

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Обязательно положение по соут

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.

) – единый комплекс последовательно выполняемых процедур по выявлению и оценке уровня воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на работников.

Процедура вводится с 1 января 2014 года для того, чтобы урегулировать систему предоставления льгот и гарантий, а также повысить ответственность работодателей перед работниками.

Работодатель, который не сделает рабочее место сотрудника безопасным, обязан выплачивать повышенный страховой взнос в Пенсионный фонд, а также предоставлять компенсации работникам. Повышенная тарифная ставка за работу во вредных условиях составит порядка 4% страховых взносов. Чем лучше условия, тем ниже тариф, а если условия труда безопасны – то дополнительные тарифы снимаются.

На случай бездействия работодателей видоизменяется система назначения штрафных санкций.

Точнее, вводится дифференциация правонарушений законодательства о труде: за нарушение охраны труда, необеспечение работника средствами индивидуальной защиты, нарушение процедуры или непроведение СОУТ, за отсутствие медицинских осмотров.

Теперь инспектор по труду, обнаруживший ошибку работодателя, которая пока еще не привела к непоправимому случаю, может вынести предупреждение или наложить административный штраф на работодателя.

Так, в среднем, в 2,5 раза выросли штрафы за повторные аналогичные правонарушения в сфере охраны труда.

Теперь для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 40 тысяч рублей или, по усмотрению инспектора, приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Для должностных лиц размер штрафа за аналогичное повторное правонарушение составляет от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификация сроком от 1 года до 3-х лет. Подробнее о новых штрафах читайте в материале: «Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции».

Прародительницей СОУТ явилась аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.), которая также представляет собой процедуру оценки условий труда на рабочих местах с последующей их рационализацией.

Поэтому в новой процедуре, СОУТ, отчетливо прослеживаются отголоски традиционной формы – АРМ. Те же цели, те же задачи, практически та же схема проведения работ.

То есть – та же аттестация, только в новом веянии, с более структурированной и содержательной направленностью и с новым статусом – «специальная оценка условий труда».

Первым делом, в новой процедуре будет уделено внимание опасным и вредным отраслям.

Как показали результаты предшествующей процедуры – АРМ, количество рабочих мест с неблагоприятными факторами вышло за пределы Списков №1 и №2 и сегодня составляет порядка 32% от общего количества работающего населения.

Столь существенная разница – из-за условий труда, в которых приходится работать населению. Минтруд не исключает, что с введением СОУТ эта цифра может некоторое время увеличиваться, но картина станет более объективной.

Предложение о замещении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (именно эта мысль лежит в основе спецоценки условий труда) основано на экономическом стимулировании работодателей к улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.

Предполагается, что с введением СОУТ нагрузка на бизнес снизится в два раза, благодаря чему работодатели смогут со спокойствием вкладывать финансовые средства на улучшение условий труда, а не на то, как бы провести АРМ в очередные пять лет, даже если рабочее место не нуждается в этом.

А нуждается оно в проверке или нет – решать комиссии по спецоценке условий труда.

Экспертная оценка рабочих мест

Под первоначальную проверку будут попадать все рабочие места. Весь вопрос заключается в том, каким образом будет осуществляться их проверка.

В соответствии с представленной версией законопроекта, будет организовываться комиссия по спецоценке условий труда, состав которой остается прежним: представители работодателя (включая специалиста по охране труда), представители профсоюза, эксперты и сотрудники аккредитованной организации.

Они и решат, будут ли проводиться инструментальные замеры на рабочем месте. Или же примут решение о переводе его в статус безопасного, точнее, подготовят декларацию для Минтруда с заключением оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах.

Подобная экспертная оценка рабочих мест или идентификация потенциально вредных и опасных факторов проводится на всех рабочих местах, за исключением тех, которые состоят в списке на досрочные пенсии по старости и на гарантии и компенсации.

На этих рабочих местах, минуя этап идентификации, всегда должны проводиться исследования и измерения факторов.

К тому же, как пояснил первый замминистра Минтруда С.

Вельмяйкин, решать о том, стоит ли проводить замеры на рабочем месте организации можно также и при помощи профсоюзов, так как в них состоят квалифицированные специалисты, которые «не хуже любого эксперта могут вынести оценку рабочему месту». Но так как профсоюзных организаций сегодня осталось мало, лавры по-прежнему будут в руках аккредитованных организаций.

Процесс идентификации вредных и опасных факторов на рабочих местах должен проходить под чутким вниманием работодателя и работников. Если в течение последующих 5 лет, на рабочем месте, которое отнесено по оценкам экспертов к безопасному, не произошло ни одного инцидента, происходит автоматическая пролонгация результатов СОУТ на последующие 5 лет.

Аккредитованная организация: новый участник?

Нет, это та же самая организация, которая осуществляет функции по замерам факторов производственной среды, оценке травмоопасности и проверке обеспеченности СИЗ. Только ранее она называлась аттестующей организацией.

По требованиям она должна являться юридическим лицом, специально аккредитованным на выполнение работ в области специальной оценки условий труда. И снова подчеркивается роль независимости организации к деятельности работодателя и к предоставлению результатов.

А чтобы уж, наверняка, закрепить данные правоотношения, аккредитованная организация должна провести обязательное страхование ответственности.

В случае причинения имущественного вреда и за нарушение требований российского законодательства в ходе проведения исследований производственной среды аккредитованная организация обязана возместить убытки, причиненные организации.

А что же становится с аттестующими организациями? Так как АРМ отменяется, появляется новая область – СОУТ, на которую также необходимо иметь аккредитацию.

Минтруд идет навстречу и для аттестующих организаций: с областью аккредитации на аттестацию рабочих мест можно продолжать оказывать услуги и по специальной оценке условий труда до срока окончания действия аттестата аккредитации, но не позднее 1 января 2019 года. К тому моменту каждая организация должна получить аккредитацию на новую область – СОУТ.

Лабораторные измерения будут проходить с помощью научно-доказанных методов и методик измерений, которые аккредитованная организация посчитает для себя наиболее подходящими. Испытательные лаборатории по-прежнему должны иметь разрешение на измерение всех видов факторов: химических, биологических, физических, факторов трудового процесса. В порядке о СОУТ дается их обновленный перечень.

И теперь, к примеру, такой фактор, как психоэмоциональная напряженность измеряться не будет, так как Минтруд совместно с Роспотребнадзором выявили необъективность использования данного измерения, ведь измерять надо то, что поддается приборам. Замеры осуществляются только сертифицированными средствами измерения, подлежащими обязательной периодической поверке в Ростехрегулировании.

Изменились требования к экспертам аккредитованных организаций. Они, как и прежде, должны иметь высшее техническое и дополнительное профессиональное образование. Стаж практической работы должен составлять не менее трех лет. К нововведениям относятся:

  • Аккредитованная организация по СОУТ должна обязательно иметь в штате не менее пяти экспертов, имеющих право на выполнение работ по СОУТ, среди которых обязательно должен быть один эксперт по одному из профильных образований по специальности – врач по общей гигиене, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям или по гигиене труда.
  • Все сведения об экспертах теперь будут храниться в общей системе – реестре экспертов, который будет вестись федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. В нем будет отражаться вся информация о практической деятельности, стаже, направлениях деятельности и даже «сроках годности» сертификата на право выполнения работ по СОУТ.

С введением СОУТ, усилится ответственность экспертов при выполнении оценки рабочего места. И за любое неправильное решение ему грозит штраф или дисквалификация из рядов экспертов, т.е. «запрет на профессию».

Спецоценка условий труда вне плана

Проводится при вводе новых рабочих мест, при изменении технологического процесса, по предписанию государственного инспектора труда, замене производственного процесса, при обращении профсоюзной организации или работника.

Новое в законопроекте то, что теперь уточняются условия, вплоть до процентного соотношения, при которых АРМ проводится. До изменений в Приказе Минздравсоцразвития № 342н, АРМ проводилась при указанных условиях в течение 60 рабочих дней, после изменений, внесенных Приказом Минтруда № 590н в течение года.

По новому порядку, СОУТ при вводе новых рабочих мест также актуальна, а вот, к примеру, при замене производственного оборудования будет проводиться только в том случае, если с введением его в процесс изменяется свыше 30% общего объема технологических операций.

Эксперты отмечают целесообразность подобных уточнений, т.к. изменяя общий характер работ можно проследить вариации на рабочем месте.

Специальная оценка условий труда как один из этапов совершенствования системы охраны труда

Интенсивность изменений, которая стала присуща аттестации рабочих мест, видима. Что только не пришлось испытать АРМ за годы своего существования в системе охраны труда. Аттестация условий труда, которая берет свое начало еще с советских времен, сегодня признается не то, что нерезультативной, а скорее неупорядоченной.

Если же быть точным, неупорядоченным является законодательство, в котором произошли нестыковки, к примеру, в системе предоставления компенсаций и льгот.

Из-за этого возникали трудности, а иной раз, и судебные тяжбы, в которых работник выражал возмущение по поводу отмены компенсаций, которые ему назначались десятилетиями и вдруг, по результатам проведения очередной АРМ, стали не угодны.

Помимо АРМ, законодательством также была предусмотрена спецоценка в целях освобождения работодателя от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

То есть получалось, что работодатель должен был дважды подтверждать условия труда, созданные на рабочих местах организации, что в обоих случаях сопровождалось материальными затратами.

Поэтому ведомство в лице Минтруда РФ решило заменить АРМ на СОУТ, в котором все аспекты российской законодательной практики будут разложены по порядку, за счет чего и будет снижаться нагрузка на бизнес.

К сведению.Помимо существующего института досрочных пенсий вводится также институт корпоративных пенсий в рамках негосударственного пенсионного страхования.

Работодатель и работник, в таком случае, должны самостоятельно решить – остаться в традиционной системе или же уйти в частную программу.

На какое бы направление не пал их выбор, дополнительный страховой тариф за вредные условия труда будет по-прежнему выплачиваться работодателем, но уже в ту систему, в которой предпочел остаться работник.

Процедура АРМ, если приглядеться внимательно, не несла в себе ничего отрицательного. Единственное, существовало множество споров о неэффективности. То есть, проводить проводят, а улучшений нет. А ведь ее цель – не улучшение.

Ее цель – указать работодателю на слабые места в работе производственной среды и подтвердить безопасность условий труда. Именно работодатель должен быть главным инициатором в организации приемлемых условий труда, никто иной.

Представленная модель специальной оценки условий труда позволяет существенно упорядочить законодательство, согласовать множество нормативных актов о труде.

Касаемо рынка услуг по оценке условий труда, по мнению ряда экспертов, приход новой системы – не без угроз для бизнеса, так как он может пополниться недобросовестными «однодневными» участниками и он будет физически не способен выводить их оперативно.

Помимо этого, ожидается резкий скачок в ценовой политике по оказанию услуг СОУТ. Если ранее аттестация 1 офисного рабочего места составляла от 1 500 до 2 200 тыс. руб., то со спецоценкой минимум устанавливается на 4 тыс. рублей.

Цитата:По словам генерального директора Экспертно-аналитического центра “Технологии труда” А.А. Андреева: Говоря о специальной оценке условий труда, мы прекрасно понимаем, что новый закон ужесточает требования к компаниям, поэтому далеко не все смогут им соответствовать и выдержать конкуренцию с более сильными компаниями.

Точные прогнозы об эффективности СОУТ давать пока рано – процедура должна прежде заработать. Исходя из этого, можно будет судить о ее результативности в системе охраны труда.

Скачать ФЗ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»  

Скачать проект ФЗ «О специальной оценке условий труда»  

Аналитика МИНТРУДА о проекте ФЗ «СОУТ». 

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/stati/spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda

Положение о порядке проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) в ДОУ

Обязательно положение по соут

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Федеральным Законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок проведения специальной оценки условий труда (далее – Порядок), оформление и использование результатов специальной оценке условий труда (СОУТ).

1.3. СОУТ проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

1.4. Результаты СОУТ используются в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
  • контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • оценки профессионального риска;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
  • санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда в ДОУ.

1.5. СОУТ подлежат все рабочие места ДОУ

1.6.

Комиссия по проведению СОУТ, созданная в ДОУ и функционирующая в соответствии с разделом 2 Порядка, вправе принять мотивированное решение о не проведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее – измерения и оценки), если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами комиссии по проведению СОУТ и прилагается к материалам по СОУТ.

В случае принятия решения о не проведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.

1.7. Обязанности по обеспечению проведения СОУТ возлагаются на заведующего ДОУ.

1.8. СОУТ проводят совместно ДОУ и организация, привлекаемая ДОУ для выполнения работ по СОУТ, на основании договора гражданско-правового характера.

1.9.

Организация по проведению СОУТ – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по  СОУТ и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с ДОУ измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом 3 Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

1.10. Организация по проведению  СОУТ должна быть независимым лицом по отношению к ДОУ, на рабочих местах которого данной организацией проводится СОУТ.

1.11. Заведующий ДОУ вправе привлечь для выполнения работ по СОУТ несколько аттестующих организаций. При этом между данными организациями работа по СОУТ может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих СОУТ, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

1.12. При проведении СОУТ заведующий ДОУ вправе требовать от аттестующей организации:

  • документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения СОУТ рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

1.13. При проведении  СОУТ заведующий ДОУ обязан:

  • содействовать аттестующей организации  в своевременном и полном проведении СОУТ, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям СОУТ, а также запрашивать необходимые для проведения  СОУТ сведения у третьих лиц;
  • не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении СОУТ, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям СОУТ, запрашиваемых аттестующей организацией.

1.14. Сроки проведения СОУТ устанавливаются заведующим ДОУ исходя из того, что каждое рабочее место должно проходить СОУТ не реже одного раза в пять лет.

1.15. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей СОУТ.

1.16. За дату начала проведения очередной СОУТ принимается дата издания приказа об утверждении состава комиссии по проведению СОУТ  и графика проведения СОУТ.

1.17. СОУТ вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

2. Порядок подготовки к проведению СОУТ

2.1. Для организации и проведения СОУТ в ДОУ создается комиссия по проведению СОУТ, а также определяется график проведения работ по СОУТ.

2.2. В состав комиссии по проведению СОУТ  включаются работники ДОУ. Возглавляет комиссию по проведению СОУТ заведующий ДОУ.

2.3. Состав комиссии по проведению СОУТ, а также график проведения работ по  СОУТ утверждаются приказом заведующего ДОУ.

2.4. Комиссия по проведению СОУТ:

  • осуществляет руководство и контроль  проведения СОУТ на всех ее этапах;
  • формирует комплект необходимых для проведения  СОУТ нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
  • составляет перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;
  • готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • присваивает номер каждому рабочему месту;
  • заполняет и подписывает карты СОУТ;
  • готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • по результатам СОУТ разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

3. Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

3.1. Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда проводится специалистами аттестующей организации и включает в себя:

  • оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • оценку травмоопасности рабочих мест;
  • оценку обеспеченности работников СИЗ;
  • комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

4. Порядок оформления результатов СОУТ

4.1. Результаты СОУТ оформляются аттестационной комиссией в виде отчета о СОУТ, к которому прилагаются:

  • приказ о создании комиссии по проведению СОУТ и утверждении графика проведения СОУТ;
  • перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ по условиям труда;
  • карты СОУТ рабочего места по условиям труда;
  • сводная ведомость результатов СОУТ рабочих мест;
  • сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам СОУТ рабочих мест, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • протокол заседания комиссии по проведению СОУТ по результатам СОУТ  рабочих мест  (итоговый);
  • сведения об аттестующей организации, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по проведению СОУТ);
  • протоколы заседаний комиссии по проведению СОУТ;
  • заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
  • предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

4.2. Комиссия по проведению СОУТ рассматривает отчет о СОУТ в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания комиссии по результатам СОУТ (итоговый) и передает его вместе с отчетом о СОУТ заведующему ДОУ. 

4.3. Заведующий в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета о СОУТ подписывает приказ о завершении работ по СОУТ и утверждении отчета о СОУТ, а также знакомит работника под роспись с результатами СОУТ его рабочего места.

4.4. Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются территориальным органом ГИТ, решения которого могут быть обжалованы в судебном порядке.

4.5. Отчеты об СОУТ хранятся в ДОУ в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации.

5. Внеплановая специальная оценка условий труда

5.1. Внеплановая специальная оценка условий труда проводиться в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированного предложения профсоюза.

6. Заключительные положения

6.1. Ответственность за проведение СОУТ возлагается на заведующего ДОУ. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на аттестующую организацию.

6.2. Государственный надзор и контроль за соблюдением в ДОУ Порядка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

6.3.

Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества  СОУТ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в установленном законодательством порядке.

6.4. Внесение поправок и изменений в Положение производится на заседании Общего собрания работников ДОУ.

6.5. Настоящее положение действительно до принятия новой редакции.

Источник: https://dou.su/node/833

ПраваВласть
Добавить комментарий